10. Соловьев В. С. Сочинения : В 2 т. – М. : Мысль, 1990. – Т. 1. – 892 с.
11. Толстой Л. Н. Путь жизни. – М. : Республика, 1993. – 431 с.
12. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. – М. : Республика, 1994. – 432 с.
13. Федоров Н. Ф. Сочинения. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Тема № 19. Проблемы философии религии
Основные вопросы:
1. Суть и назначение религии. Человек как религиозный феномен.
2. Религиозное понимание мира.
3. Понятие о Боге.
4. Философский смысл догматов Троицы и Богочеловечества Христа.
5. Основные проблемы религиозного сознания.
6. Монотеизм, политеизм, пантеизм, деизм, атеизм как формы религиозного самоопределения человека.
Основные термины для усвоения:
Фидеизм. Деизм. Пантеизм. Атеизм. Секуляризация.
Темы для устных сообщений:
1. Религиозная вера в жизни человека.
2. Истина, Добро и Красота как высшие духовные ценности.
3. Вера, Надежда и Любовь как высшие проявления духовности.
4. Религия и наука.
Вопросы для самостоятельной работы:
Где истоки религии? Какие версии происхождения религии Вы знаете? Можно ли объяснить религию из страха? Как могли из страха возникнуть такие величественные произведения религиозного духа как наскальные росписи, гимны Ригведы, псалмы Давида и Песнь Песней, церковная музыка и иконопись? Может ли животный страх породить религиозное чувство? А если говорить о страхе не животном, а человеческом, то не предполагает ли это уже наличие готового религиозного чувства, появление которого как раз и надо объяснить? Можно ли понять появление религии из стремления объяснить мир? Не вытекает ли из этого стремления вовсе не религия, а наука? Пробуждает ли недостаточность знаний религиозные чувства? Можно ли приписывать происхождение религии случайностям («один придумал (?!), а все поверили», «совпадение случилось, вот и решили, что кто-то управляет»)? Нужна ли религия человеку и зачем? Наличие религии ставит человека выше или ниже животных? Почему? Наука и религия совместимы или нет? В чем корни атеизма? Верно ли, что «если Бога нет, то все позволено»? В.С. Соловьев определял суть атеистического гуманизма так: «Поскольку человек произошел от обезьяны, он призван установить на Земле царство любви и добра», – что Вы об этом думаете?
Вопросы для самоконтроля:
1. Как называется позиция, отрицающая вмешательство Бога в сотворенный Им мир?
А) Теизм.
Б) Деизм.
В) Пантеизм.
Г) Фидеизм.
2. Как называется воззрение, согласно которому Божественное начало растворено в природе?
А) Теизм.
Б) Деизм.
В) Пантеизм.
Г) Фидеизм.
3. Кому принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога?
А) Августин.
Б) Ансельм Кентерберийский.
В) Фома Аквинский.
Г) И. Кант.
4. Кому принадлежит космологическое доказательство бытия Бога?
А) Августин.
Б) Ансельм Кентерберийский.
В) Фома Аквинский.
Г) И. Кант.
Кому принадлежит нравственное доказательство бытия Бога?
А) Р. Декарт.
Б) И. Кант.
В) Г.В.Ф. Гегель.
Г) А. Шопенгауэр.
Дополнительная литература к теме:
- Анисин А. Л. Реальность текста : монография. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2004. – 135 с.
- Борхес Х. Л. Письмена Бога. – М. : Республика, 1992. – 510 с.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М. : Республика, 1994. – 415 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия религии : В 2 т. / под ред. А. В. Гулыги. – М. : Мысль, 1976-1977. – Т. 1. – 532 с. ; Т. 2. – 573 с.
- Ильин И. А. Путь к очевидности. – М. : Республика, 1993. – 431 с.
- Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. – М. : Мысль, 1989. – 285 с.
- Климович А. Г. Религиозный мистицизм как философская проблема : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к. филос. н. – Тюмень : ТГУ, 2003. – 21 с.
- Лосский Н. О. Бог и мировое зло. – М. : Республика, 1994. – 432 с.
- Маритен Ж. Философ в мире / пер. с фр. – М. : Высшая школа, 1992. – 190 с.
10. Моуди Р. Жизнь после жизни : Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. – Л., 1991. – 32 с.
11. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М. : Политиздат, 1991. – 462 с.
12. Честертон Г. К. Вечный человек. – М. : Политиздат, 1991. – 544 с.
Тема № 20. Проблемы социальной философии
Основные вопросы:
1. Общественный характер бытия человека.
2. Я-Ты как общественное первоотношение.
3. Власть и свобода как основы общественной жизни.
4. Свобода личности и воля большинства как противоположные и взаимосвязанные начала общественности.
5. Принцип служения Высшей Правде.
6. Диалектика прав и обязанностей в свете принципа служения.
Основные термины для усвоения:
Социальный институт. Социальная революция. Эгалитаризм. Этатизм.
Темы для устных сообщений:
1. Идеал правового государства и его смысл.
2. Социально-философские концепции демократии.
3. Понятие общественной соборности и его смысл.
4. Свобода, равенство и братство как общественные идеалы.
5. Духовная и светская власть в обществе.
Вопросы для самостоятельной работы:
Что такое власть? В чем она проявляется? Чем она обеспечивается? Какие виды власти бывают? Нужна ли власть человеку и какая именно? Нужна ли она Вам лично? Нужна ли она вообще в обществе? Если да, то – зачем? Если нет, то – почему? Портит ли власть человека? Как соотносятся власть и свобода? Обретение власти увеличивает свободу или уменьшает? В чем именно увеличивает или уменьшает? Подчинение власти – это акт свободы или несвободы? Никому и ничему не подчиняться – это свобода или нет? Если свобода это умение «властвовать собою», то кто во мне властвует, а кто должен подчиняться? Должна ли власть быть целью, хорошей ли чертой является властолюбие? Хорошей ли чертой является властность? Чем отличается власть от права? В чем разница «иметь власть» и «быть вправе»?
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто был родоначальником социологии?
А) Аристотель.
Б) И. Кант.
В) О. Конт.
Г) К. Маркс.
2. Кто был родоначальником системного подхода в социологии?
А) О. Конт.
Б) К. Маркс.
В) М. Вебер.
Г) Т. Парсонс.
3. Кто является создателями теории постиндустриального общества?
А) К. Маркс, Ф. Энгельс.
Б) М. Вебер, Э. Дюркгейм.
В) Т. Парсонс, Р. Мертон.
Г) Д. Белл, А. Тоффлер.
Дополнительная литература к теме:
- Анисин А. Л. Истоки и судьба идеи соборности в России : монография. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2005. – 133 с.
- Анисин А. Л. Онтологические основания общества и государства : учебное пособие. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2004, – 72 с.
- Анисин А. Л. Принцип соборности бытия : монография. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006. – 272 с.
- Анисин А. Л. Семья как быт и бытие в истории и жизни : монография, С. С. Анисина. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Репринт. воспроизведение. – М. : Наука, 1990. – 222 с.
- Ильин И. А. О сущности правосознания / сост. и авт. вступ. ст. И. Н. Смирнов. – М. : Рарогъ, 1993. – 235 с.
- Лукач Д. К онтологии общественного бытия : Пролегомены / ред. И. С. Нарского, М. А. Хевеши ; пер. с нем. И. Н. Буровой, М. А. Журинской. – М. : Прогресс, 1991. – 412 с.
- Русская идея. – М. : Республика, 1992. – 496 с.
- Соловьев В. С. Сочинения. – М. : Правда, 1989. – Т. 2 : Чтения о Богочеловечестве. – 735 с.
Тема № 21. Проблемы философии истории
Основные вопросы:
1. Движущие силы и законы исторического процесса.
2. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества.
3. Концепция культурно-исторических типов.
4. Идея социального прогресса и современность.
5. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Основные термины для усвоения:
Европоцентризм. Пассионарность. Географический детерминизм.
Темы для устных сообщений:
1. Мировая история как предмет науки и философии.
2. Проблема смысла истории в философских учениях.
3. Концепция культурно-исторических типов.
Вопросы для самостоятельной работы:
Что такое история? Есть ли и в чем заключается смысл истории как науки, смысл истории как общественного процесса? Является ли вообще историческое знание наукой? Есть ли у истории законы? Если да, то какие именно законы истории Вы могли бы назвать? Куда идет человечество? Есть ли вообще у истории направление? Если оно есть, то как, на Ваш взгляд, движется история: вверх, вниз, по кругу, по спирали (или как еще...)? Что делает какой-либо случай историческим событием? Чернышевский писал: «Можно не знать тысячи наук и быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно». Верно ли это? Почему он так выразился? О чем говорит нелюбовь к истории? Что дает любовь к ней? Можно ли быть вне истории, не участвовать в ней, и если да, то как это возможно, и что это значит?
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто является автором теории этногенеза, основанной на понятии «пассионарность»?
А) В.С. Соловьев.
Б) И.А. Ильин.
В) А. Бергсон.
Г) Л.Н. Гумилев.
2. Кто является автором теории культурно-исторических типов?
А) В.С. Соловьев.
Б) Н.Я. Данилевский.
В) М. Вебер.
Г) Л.Н. Гумилев.
3. Кто является автором книги «Закат Европы»?
А) Н.Я. Данилевский.
Б) И.А. Ильин.
В) О. Шпенглер.
Г) К. Ясперс.
Дополнительная литература к теме:
- Анисин А. Л. Актуальность вечности // Традиция. Духовность. Правосознание : материалы всероссийской научной конференции (12–13 мая 2006 г.). – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД России, 2006. – С. 39–42.
- Гайда А. В. «Неомарксистская» философия истории : критический анализ. – Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 1986. – 197 с.
- Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М. : Гуманитарное знание, 1993. – 306 с.
- Ивин, А. А. Философия истории : учебное пособие. – М. : Гардарики, 2000. – 528 с.
- Кавелин К. Д. Наш умственный строй : статьи по философии русской истории и культуры. – М. : Правда, 1989. – 654 с.
- Поппер К. Нищета историцизма. – М. : Прогресс, 1993. – 186 с.
- Русская идея. – М. : Республика, 1992. – 496 с.
- Соловьев В. С. Сочинения. – М. : Правда, 1989. – Т. 2 : Чтения о Богочеловечестве. – 735 с.
- Философия истории : антология : учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / сост., ред., вступ. ст. Ю. А. Кимелева. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 351 с.
10. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М. : Инфра-М, 2005. – 576 с.
11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – 2 изд. – М. : Республика, 1994. – 527 с.
Тема № 22. Проблемы философии политики
Основные вопросы:
1. Политическая власть и проблема легитимности.
2. Формы организации верховной власти.
3. Политическая идеология: исторические типы и тенденции развития.
4. Основные понятия и базовые идеи геополитики.
Основные термины для усвоения:
Харизматический. Бюрократия. Теллурократия. Талассократия.
Темы для устных сообщений:
1. Патриотизм и космополитизм.
2. Монархическое и республиканское правосознание.
3. Модели демократии.
Вопросы для самостоятельной работы:
Что такое государство? Почему люди, многие сотни тысяч лет обходившиеся без государства, затем его создали? Для какой цели оно было изобретено? Каковы основные неотъемлемые признаки государства? Необходимо ли существование государства для повседневной жизни для повседневных потребностей? Из каких же потребностей оно появляется? На американском континенте в середине второго тысячелетия существовали весьма развитые цивилизации, знавшие, по всей видимости и государственные формы жизни, почему же эти государства выродились в негосударственные индейские племена? Что является основой государственной жизни, если иметь в виду, что когда-то этой основы не было, потом она появляется, но может и исчезнуть, и тогда государство распадется? Какие типы организации государственной власти можно выделить? В чем смысл и ценность, достоинства и недостатки демократии, аристократии и монархии? Каковы должны быть основания для установления этих форм власти? Какая форма власти кажется Вам наиболее предпочтительной? Почему? Каковы перспективы демократии и монархии в России?
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова, по Т. Гоббсу, причина появления государства?
А) Государство возникает из развития власти отца в семье.
Б) Государство появляется для того, чтобы положить конец войне людей друг против друга.
В) Государство появляется для того, чтобы избавить людей от угрозы со стороны природы.
Г) Государство – продукт божественного провидения.
2. Какой мыслитель классифицировал типы легитимности власти и ввел понятие «бюрократии»?
А) К. Маркс.
Б) А. Бергсон.
В) М. Вебер.
Г) О. Шпенглер
3. Какой мыслитель ввел понятие «открытых» и «закрытых» обществ?
А) К. Маркс.
Б) А. Бергсон.
В) М. Вебер.
Г) О. Шпенглер
Дополнительная литература к теме:
- Анисин А. Л. Консерватизм, традиция и онтологическая свобода человека // Современный российский консерватизм: политика, экономика, идеология : сборник тезисов докладов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции (20–21 мая 2005 г.). – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД России, 2005. – С. 21–23.
- Анисин А. Л. Сущность власти // Проблемы философии права и государства : сборник научных статей. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2003. – Вып. 2. – С. 3–6.
- Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. – М. : Правда, 1989. – 622 с.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / репринт. воспроизведение. – М. : Наука, 1990. – 222 с.
- Богомяков В. Г. Сокровенное власти. // Проблемы философии права и государства. – Тюмень, 2000. – Вып. 1. – С. 23.
- Дугин А.Г. Теория евразийского государства. // Философия права. – 2000. – № 1. – С. 73-79.
- Колосов В. В. Философско-политические проблемы федерализма и правопорядка (на примере России и США) : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – М. : Академия управления МВД России, 2000. – 20 с.
- Леонов Л. Н. Сущность государства. // Проблемы философии права и государства. – Тюмень, 2003. – Вып. 2. – С. 8-9.
- Элен П. Семен Франк как политический мыслитель. // Вопросы философии. – 2003. – № 11. – С. 135-150.
Тема № 23. Проблемы философии права
Основные вопросы:
1. Двусоставность права и два типа правопонимания.
2. Права человека: гражданские, гражданско-политические и социальные.
3. Право как «условие возможности» успешного социального развития.
4. Проблема допустимости смертной казни.
Основные термины для усвоения:
Естественное и положительное право. Правосознание.
Темы для устных сообщений:
1. Правовая теория И.А. Ильина.
2. Либерально-демократическая концепция права.
3. Марксистская теория права.
4. Соотношение права, морали и религии в духовной культуре человечества.
Вопросы для самостоятельной работы:
Смертная казнь – допустима ли она, необходима ли она? В чем вообще смысл наказания за преступление? Возмездие и отмщение? Восстановление справедливости? Пресечение дальнейшего зла? Устрашение других потенциальных нарушителей? Перевоспитание преступника? Какие из этих мотивов могут быть основанием для формирования юридических норм? Какие цели оправдывают смертную казнь? Способствует ли применение смертной казни сдерживанию преступности? Возможно ли избежать судебных ошибок при вынесении приговора? Какое влияние оказывает наличие смертной казни на нравственную атмосферу в обществе? В чем плюсы и минусы смертной казни и пожизненного заключения? В чем гуманность и в чем жестокость смертной казни? В чем гуманность и в чем жестокость пожизненного заключения? Можно ли в мирное время обойтись без применения смертной казни? А можно ли обойтись без нее в военное время? Надо ли без нее обходиться?
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие права считал естественными и неотчуждаемыми Дж. Локк?
А) Права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Б) Права на жизнь, свободу вероисповедания и предпринимательство.
В) Права на жизнь, свободу и собственность.
Г) Права на жизнь, свободу и счастье.
2. Какие права считал естественными и неотчуждаемыми Т. Джефферсон в «Декларации независимости»?
А) Права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Б) Права на жизнь, свободу вероисповедания и предпринимательство.
В) Права на жизнь, свободу и собственность.
Г) Права на жизнь, свободу и счастье.
3. Какие права провозглашает в качестве базовых «Всеобщая декларация прав человека» (ст. 3)?
А) Права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Б) Права на жизнь, свободу вероисповедания и предпринимательство.
В) Права на жизнь, свободу и собственность.
Г) Права на жизнь, свободу и счастье.
4. Кому принадлежит формула: «Право это воля господствующего класса, возведенная в закон»?
Б) А) Дж. Локк.
Ж.-Ж. Руссо.
В) Т. Джефферсон.
Г) К. Маркс.
Дополнительная литература к теме:
- Алексеев Н. Н. Основы философии права. – СПб. : Лань, 1999. – 256с.
- Алексеев С. С. Философия права. История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. – М. : Норма, 1998. – 336 с.
- Анисин А. Л. Право как проблема философии // Проблемы философии права и государства : сборник научных статей. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2004. – Вып. 3. – С. 3–7.
- Анисин А. Л. Смерть по закону (аналитика основоположений) // Проблемы философии права и государства : сборник научных статей. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2000. – Вып. 1. – С. 50–54.
- Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2006. – 1091 с.
- Берус В. В. Философия права. Лекции и тесты : учебное пособие. – Барнаул : Барнаул. юрид. ин-т МВД РФ, 2008. – 112 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М. : Мысль, 1990. – 526 с.
- Грязных Д. В. Бытие права // Пробл. философии права и государства. – Тюмень, 2004. – Вып. 3. – С. 13-15.
- Грязных Д. В. О понятии «онтология права» // Пробл. философии права и государства. – Тюмень, 2003. – Вып. 2. – С. 6-8.
10. Ильин И. А. О сущности правосознания / сост. и вступ. ст. И. Н. Смирнов. – М. : Рарогъ, 1993. – 235 с.
11. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М. : Республика, 1993. – 431 с.
12. Князев В. В. Философско-правовая концепция П.И. Новгородцева : Монография. – Белгород : ООНИиРИД Белгор. юрид. ин-т, 2004. – 101 с.
13. Леонов Л. Н. Понятие и сущность права // Проблемы философии права и государства. – Тюмень, 2000. – Вып. 1. – С. 8-9.
14. Малахов В. П. Философия права : лекция. – М. : Моск. ВШ МВД РФ, 1993. – 24 с.
15. Нерсесянц В. С. Философия права : учебник для вузов. – М. : Норма, 2005. – 656 с.
16. Селиванов Ф. А. Наказание смертью // Проблемы философии права и государства. – Тюмень, 2001. – Вып. 1. – С. 49-50.
17. Суслонов П. Е. Проблема пределов наказания в философии права // Проблемы науки и практики борьбы с преступностью. – Екатеринбург, 1996. – С. 80-81.
18. Философия права в вопросах и ответах : учебное пособие / ред. Н. В. Блажевич. – Тюмень : ТЮИ МВД РФ, 2007. – 186 с.
Тема № 24. Проблемы философии экономики
Основные вопросы:
1. Понятие «хозяйства» в истории.
2. Принципы «политической экономии».
3. План и рынок как регуляторы экономической жизни.
4. Идеология «общества потребления» как экономический фактор.
5. Осмысление «хозяйствования» в религиозно-философской традиции русской мысли.
Основные термины для усвоения:
Хремастика. Меркантилизм. Физиократизм. Олигархия. Денежный фетишизм.
Темы для устных сообщений:
1. Экономические теории Древнего мира и Средних веков.
2. Экономический детерминизм: содержание и смысл.
3. «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова.
4. Глобализация современной экономики: плюсы и минусы.
Вопросы для самостоятельной работы:
Что такое дух и духовная жизнь? В чем разница душевной и духовной жизни, разница душевных и духовных способностей и потребностей? Что такое «духовный голод», «духовная жажда»? Что может их утолить? Может ли духовная пища быть отравой? Каковы взаимоотношения тела, души и духа? Каковы они должны быть? Что такое душевные и духовные недуги? В чем состоит душевное и духовное здоровье? Что для него необходимо? Верно ли, что «в здоровом теле здоровый дух», или – «на самом деле одно из двух»? «Душевный человек» – это хорошо, а что такое «духовный человек»?
Вопросы для самоконтроля:
1. Кому принадлежит теория прибавочной стоимости?
А) А. Смит.
Б) Д. Рикардо.
В) К. Маркс.
Г) Дж. Кейнс.
2. Что считается источником богатства в меркантилизме?
А) Труд.
Б) Земля.
В) Торговля.
Г) Насилие.
3. Что считается источником богатства в физиократизме?
А) Труд.
Б) Земля.
В) Торговля.
Г) Насилие.
Дополнительная литература к теме:
- Булгаков С. Н. Сочинения : в 2 т. – М. : Наука, 1993. – Т. 1 : Философия хозяйства.
- Захарова Л. Н. Собственность как ценность и ценность как собственность : монография. – Тюмень : ТГУ, 1997. – 136 с.
- Исупов К., Совкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). – СПб. : Ганза, 1993. – 512 с.
- Кондаков В. А. Духовно-культурные основы хозяйственной жизни общества в русской религиозной философии: история и современность : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-р. филос. н. – Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2004. – 47 с.
- Кравченко И. И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. – М. : Наука, 1982. – 212 с.
- Осипов Ю. М. Опыт философии хозяйства : Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующая система. – М. : МГУ, 1990. – 382 с.
- Павельев А. А. Социальный оптимизм и экологический пессимизм : Критика современных буржуазных концепций о взаимодействии общества и природы. – М. : Мысль, 1977. – 100 с.
- Федоров Н. Ф. Сочинения. – М. : Мысль, 1982. – 711 с.
Тема № 25. Проблемы философии культуры
Основные вопросы:
1. Культура как «вторая природа» в человеческом бытии.
2. Культура и цивилизация, критерии их типологии.
3. Материальная и духовная культура.
4. Тенденции современной культурной ситуации.
Основные термины для усвоения:
PR (пиар). Виртуальная реальность. Маргинальность. Мейнстрим. Андераунд. Субкультура. Контркультура.
Темы для устных сообщений:
1. Феномен массовой культуры.
2. Соотношение понятий культуры и цивилизации.
3. Средства массовой информации в современном мире.
4. Субкультурные и контркультурные явления.
Вопросы для самостоятельной работы:
Чему учат фильмы «Брат» и «Брат-2»? Чем привлекателен образ Данилы Багрова? Есть ли и какая разница между ним и героями боевиков? В чем заключается жанр боевика, нравится ли он Вам, и чем именно нравится или не нравится? Чему хорошему и чему плохому может научить боевик? Какими мотивами Данила Багров руководствуется в своих действиях? Почему он помогает брату в первом фильме? Почему он едет в Америку во втором фильме? Какие ситуации Вам наиболее запомнились? Почему в них он поступает так, а не иначе? Почему те убийства, которые он совершает, никак не калечат его душу? Почему он все время спокоен? Как он относится к людям? Добрый ли он человек? Пришлось ли ему хоть раз убить невинного человека? Верно ли, что «сила – в правде»? Если нет, то в чем? А если да, – то что из этого следует? Можно ли считать Данилу Багрова нравственно совершенным человеком? Какие недостатки Вы могли бы у него отметить? Может ли такой человек существовать в действительности? Что реально и что нереально в нем? А герой боевика мог бы существовать в действительности? Почему? В чем разница с Данилой?
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто впервые ввел различение понятий «культура» и «цивилизация»?
А) Ф. Шлейермахер
Б) И. Гердер
В) К. Маркс.
Г) О. Шпенглер.
2. Кому принадлежит книга «Восстание масс»?
А) О. Шпенглер
Б) Х. Ортега-и-Гассет
В) М. Хайдеггер.
Г) Ж.-П. Сартр.
3. Кому принадлежит книга «Homo ludens» (Человек играющий)?
А) К. Ясперс
Б) Х. Ортега-и-Гассет
В) Й. Хейзинга.
Г) Ж.-П. Сартр.
Дополнительная литература к теме:
- Анисин А. Л. Соборность духовной жизни // Научный вестник Тюменского юридического института МВД России : сборник научных трудов. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД России, 2003. – Вып. 2. – С. 107–110.
- Анисин А. Л., Анисина С. С. Искусство и философия // Научные исследования высшей школы : сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (10 февраля 2004 г.). – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2004. – С. 81–82.
- Белый А. Символизм как миропонимание. – М. : Республика, 1994. – 528 с.
- Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб. : Университетская книга, 1999. – 565 с.
- Гумбольдт фон Вильгельм. Язык и философия культуры / пер. с нем. ; под ред. А. В. Гулыги, Г. В. Ромашвили. – М. : Прогресс, 1985. – 456 с.
- Гуревич П. С. Философия культуры : Пособие для студентов гуманит. вузов. – 2 изд. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 288 с.
- Кавелин К. Д. Наш умственный строй : статьи по философии русской истории и культуры. – М. : Правда, 1989. – 654 с.
- Ленинградские международные чтения по философии культуры. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. – Кн. 1 : Разум. Духовность. Традиции. – 255 с.
- Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М. : Политиздат, 1991. – 525 с.