|
ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИТема 1. Предмет и сущность философииРазличные определения сущности философии. Философия как особый тип мышления о мире и человеке. Религиозные и мифологические корни философского мышления. Предмет философии. Ситуация философствования в жизни человека. Я и Мир как партнеры философского диалога. Человек и мир как темы философского мышления. Расчет и мудрость, их сходства и различия, их роль в жизни человека. Предельность вопросов философии: о первых причинах и конечных целях. Мироотношение и мировоззрение. Истина, добро и красота как проблемы философии. Место философии в духовной культуре, сходства и различия философии с наукой, искусством, религией, значение философии для практической жизни. Активная духовно-преобразующая роль философии. Структура философского знания. Тема 2. Древневосточная философияТрадиционная ведическая культура. Веды о происхождении и строении мира, о месте человека в нем. Философская позиция Упанишад. Атман и Брахман, колесо сансары, покров майи как основные понятия философии Упанишад. Истоки, смысл и последствия концепции перевоплощения душ. Личность Будды и его религиозно-философская проповедь. Четыре великие истины Будды и философский смысл буддизма. Основные понятия философии буддизма, исторические судьбы буддизма. Основные черты культуры древнего Китая. Учение о Ян и Инь, его роль в древнекитайском мировоззрении. Учение о первоэлементах мира. Понятие Дао, его роль в древнекитайском мировоззрении. Философское содержание учений Конфуция и Лао-цзы. Социальная ориентированность древнекитайской философии. Мировоззренческие различия Дальнего и Ближнего Востока. Тема 3. Ранняя греческая философияАрхетипы древнегреческого мироотношения. Учение о первоэлементах мира, понятие о мире как о чувственно-живом «космосе». Концепция Судьбы, ее роль в древнегреческом мировоззрении. Ранние греческие натурфилософы о мире и человеке. Античная диалектика. Базовые идеи ранней греческой философии. Проблема первоначала. Милетская школа: поиск первовещества как живой материи мира. Пифагорейцы: формообразующее первоначало, суть мира как мистика чисел. Существование «по мнению» и существование «по истине» в философии Парменида. Атомистическая школа. Гераклит о становлении, противоположностях и круговороте. Тема 4. Классическая греческая философияФигура Сократа, его роль в формировании европейской философской традиции. Личность Платона. Учение Платона об идеях как о смысле и начале вещей. Соотношение мира вещей и мира идей. Иерархия идей. Происхождение мира и человека по Платону. Основания и смысл концепции познания как припоминания. Учение Платона о душе. Концепция идеального государства. Личность Аристотеля, его значение в истории античной и мировой философской мысли. Аристотелевская интерпретация платоновского учения о идеях. Учение Аристотеля о видах причин. Эйдос как целесообразная самодвижущая форма. Энергия и энтелехия. Космология Аристотеля. «Естественные места» и Ум-перводвигатель. Учение Аристотеля о душе. Виды, связь и различия душ. Учение Аристотеля о государстве. Типы государств их достоинства и недостатки. Тема 5. Средневековая философияТеоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века. Тема 6. Новоевропейская философияМировоззренческие основания Нового времени. Становление новоевропейской науки, ее отличия от предшествующих типов науки. Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея опытной философии у Ф. Бэкона. Индуктивный метод и его роль в учении Ф. Бэкона о познании. «Идолы» в познании и способы их преодоления. Сенсуализм Дж. Локка. Принцип tabula rasa, его смысл и значение. Ощущение и восприятие, простые и сложные идеи. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Принцип разума в новоевропейской философии, его роль. Личность Р. Декарта. Методологическая роль радикального скепсиса. Принцип cogito ergo sum и бытие Бога как основоположные очевидности. Учение Р. Декарта о методе, правила метода. Метафизика Р. Декарта, два рода субстанций. Монадология Г. Лейбница. Пантеистический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Смысл разногласий эмпиризма и рационализма. Тема 7. Немецкая классическая философияОсновные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Теория познания И. Канта. Понятие «вещь-в-себе» и ее явление. Пространство и время как априорные формы чувственности. Трансцендентальные априорные формы разума. Суть «коперниканского переворота» в философии. Границы применимости разума. И. Кант о возможности метафизики. Моральная философия И. Канта. Автономия морали и этика долга. Моральный закон и нравственные обязанности. Постулаты практического разума. Примат практического разума и его смысл. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Принцип противоречия и логика диалектического развития. Тезис, антитезис и синтез как последовательные ступени самодвижения понятия. Абсолютная Идея как субъект-субстанция мира. Мировой процесс как самопознание Абсолютной Идеи. Диалектика понятия, диалектика природы и диалектика духа. Ступени развития абсолютного духа: искусство, религия и философия. Значение философии Г.В.Ф. Гегеля для философского и общественного развития человечества. Тема 8. Западная философия первой половины XIX векаКритика идеализма и религии в антропологическом материализме Л. Фейербаха. Концепция религиозного отчуждения. Этика эвдемонизма и религия человечества. Материалистическое понимание истории в учении К. Маркса. Производительные силы и производственные отношения как общественный базис. Духовная культура как надстроечное явление. Общественно-экономические формации. Отчуждение труда и его снятие, коммунистическая формация как подлинная человечность. Идеи позитивизма и их значение в истории современной мысли. Мир как Воля и представление в философии А. Шопенгауэра. Мировая Воля и ее объективации. Пессимизм А. Шопенгауэра и его этика сострадания. Тема 9. Западная философия второй половины XIX векаФ. Ницше об истоках культуры и человеческого бытия. Мышление и фантазия, наука и искусство в культуре. Дионисийство и аполлонизм как первоначала культуры. Воля к власти, ее роль в эволюции природы и генезисе человека. Критика научного познания, морали и христианства. Концепция сверхчеловека. «Философия жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (В. Дильтей). Духовная природа памяти и мышления в осмыслении А. Бергсона. «Длительность» и «творческая эволюция» у А. Бергсона. Интуитивизм А. Бергсона. «Открытые» и «закрытые» общества в осмыслении А. Бергсона. Тема 10. Западная философия XX векаВозобновление вопроса о бытии, человек как вопрошающее сущее в философии М. Хайдеггера. Ориентация на MAN или на экзистенцию. Бытийная сущность языка в осмыслении М. Хайдеггера. Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме. Мир и экзистенция в философии К. Ясперса. Пограничные ситуации и выход к трансцендентному. Культура как шифры трансцендентного. Свобода как негация бытия по Ж.-П. Сартру, абсолютность свободы выбора. Абсурд бытия в философии А. Камю. Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П. Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В. Гейзенберг, А. Швейцер). Тема 11. Становление русской философии до середины XIX векаИсторические основания русской философии. Исихазм, «симфония властей», «Москва – Третий Рим» Национальная специфика русской мысли. Антропоцентризм, моральная ориентированность, историософия, онтологизм и интуиция цельности как основные отличительные черты русской философии. Основные проблемы и направления дофилософской мысли в России. Философия Г.С. Сковороды. Дуализм бытия, данный через самопознание. Человек, мир и Библия как три космоса. Философия истории П.Я. Чаадаева. Христианский провиденциализм и проблема смысла истории и места России в мировом процессе. Славянофилы и западники о пути России. Идеология «официальной народности» и социальные учения славянофилов. Учение о цельном знании у А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Гносеологическая значимость веры и ее место в системе познавательных способностей. Тема 12. Русская философия второй половины XIX векаЛичность В.С. Соловьева. Критика позитивизма и критика отвлеченных начал в раннем творчестве В.С. Соловьева. Разработка идеи теократической утопии и ее переосмысление. Моральная философия В.С. Соловьева. Концепция цельного знания в интерпретации В.С. Соловьева. Софиология и идея Богочеловечества. Философские идеи в творчестве Ф.М. Достоевского. Тема экзистенциальной свободы. Почвенничество и «русская идея» в разработке Ф.М. Достоевского. Духовная ситуация в России и в мире в осмыслении Ф.М. Достоевского. Учение о добре и непротивлении злу у Л.Н. Толстого. Панморализм и богоискательство. Тема 13. Русская философия XX векаФилософская эволюция Н.А. Бердяева. Нравственные и религиозно‑философские проблемы в осмыслении Н.А. Бердяева. Тема свободы и творчества, осмысление истории в философских трудах Н.А. Бердяева. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, ее роль в интеллектуальной атмосфере рубежа 19-20 веков. Проблема правосознания в философии права И.А. Ильина. Духовная и религиозно‑нравственная значимость философии в осмыслении И.А. Ильина. Философское творчество А.Ф. Лосева. Философия М.М. Бахтина. Советская философия как идеологический феномен. РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИТема 14. Онтология: проблема бытия в философииБытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальная и идеальная сторона в мире, их связь и иерархия. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время как формы бытия мира. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Понятие мира, мир как проблема метафизики. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Уровни бытия мира: физическая, биологическая, духовная сферы в мире. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира. Философские и физические основания космологии. Идея самоорганизации бытия. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Тема 15. Гносеология и эпистемология: проблема знания в философииМногообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познавательное отношение мышления к действительности. Познание как освоение мира, связь творчества и практики. Сознание и познание. Проблема познаваемости мира, агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека: чувство, рассудок, разум, вера. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Истина как цель познания, понятие и проблематика истины. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, “экономия мышления”, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. Тема 16. Проблемы философии наукиНаука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Парадигма (Т. Кун), исследовательская программа (И. Лакатос), картина мира, научная революция. Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. «Науки о природе» и «науки о духе». Специфика социального познания. Творческий элемент научного познания. Нравственные аспекты научного исследования. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Связь науки и религии в построении цельной картины мира. Тема 17. Проблема человека в философииЧеловек как главная проблема философии и как экстраординарное сущее. Различные культурно-исторические подходы к пониманию человека. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Природа человека: тело, душа, дух. Различие и связь телесной, душевной и духовной жизни. Сущность человека как задача человека. Человек как духовное существо. Роль и онтологический статус личности человека. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Проблема подлинности существования. Экзистенция и трансценденция. Проективность человеческого бытия. Трансцендирование как способ бытия человека, – познание, творчество, нравственность, религия как виды трансцендирования. Тема 18. Проблемы философии нравственностиПоступок как способ бытия человека. Неустранимость поступка: «не-алиби в бытии». Проблема свободы: невозможная «свобода-независимость» и неустранимая «свобода-выбор». Реальность свободы, обретаемая через ответственность человека. Нравственный выбор как реализация свободы. Нравственная измеримость поступка. Личность как субъект нравственной деятельности. Проблема законодателя нравственных норм. Содержание и смысл нравственного закона. Проблема смысла жизни. Проблема добра и зла: монизм, дуализм или релятивизм как исторические формы этики. Монизм добра как единственное основание нравственности. Сущность Добра, концепции ненасилия и принцип ограничения зла. Мораль, справедливость, право. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Тема 19. Проблемы философии религииСуть и назначение религии. Человек как религиозный феномен, роль религии в антропо- и социогенезе. Религиозное понимание мира. Религиозный культ и идея Церкви. Вера и знание. Понятие о Боге. Откровение как условие возможности богопознания. Апофатическое и катафатическое богословие. Философский смысл догматов Троицы и Богочеловечества Христа. Бог и мир: крайности пантеизма и деизма. Основные проблемы религиозного сознания. Свобода и Промысл. Понятие греха: грех и свобода, грех и смерть, грех и искупление. Экзистенциальные и социальные функции религии. Принцип свободы совести. Религии и квазирелигии. Тема 20. Проблемы социальной философииОбщественный характер бытия человека. Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как целостная реальность и как связь личностей, структура общества. Отношения человека и природы, человека и культуры, человека и человека как содержание общественной жизни. Я-Ты как общественное первоотношение. Соборность Я и Мы как предельная основа общества. Феномен власти, ее роль в обществе. Свобода личности и воля большинства как противоположные и взаимосвязанные начала общественности. Принцип служения Высшей Правде как подлинная духовная основа общества. Диалектика прав и обязанностей в свете принципа служения. Общество как саморазвивающаяся система, функции адаптации, интеграции, целедостижения и воспроизводства в общественной системе. Тема 21. Проблемы философии историиИсторический процесс как самодвижение общества. Проблема движущих сил и законов истории. Проблема направления и смысла истории: относительность и условность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории. Концепция культурно-исторических типов, ее соотношение с идеей единого мирового процесса. Философия истории и идея социального прогресса. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития. Социальное противоречие и социальный конфликт. Война и пацифизм. Специфика исторического знания. Народ как субъект исторического движения. Человек в историческом процессе. Диалог культур как содержание истории. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Тема 22. Проблемы философии политикиПредмет политической философии. Историческое развитие политической проблематики в философии. Гражданское общество и государство. Политическая власть и проблема легитимности. Типы государств. Формы организации верховной власти. Монархический, аристократический и демократический принципы власти в философском осмыслении. Политическая идеология: исторические типы и тенденции развития. Тоталитаризм: истоки и сущность. Мир политических конфликтов в философском осмыслении. Общественное согласие как политическая ценность. Понятие политического процесса. Субъекты политики. Политическая культура. Основные понятия и базовые идеи геополитики. Тема 23. Проблемы философии праваИсторическое становление проблематики, методологии и статуса «философии права». Двусоставность права и два типа правопонимания. Легизм и юридизм, их суть, противоположность и взаимодополнительность. Понятие правового государства. Классическое определение права (Кант). Истоки и генезис прав человека. Права гражданские, гражданско-политические и социальные. Преступление и наказание. Проблема допустимости смертной казни. Ключевой смысл новейших (международных) гуманитарно-правовых деклараций. Понятия «криминализированного государства» и «преступного государства». Историцизм и универсальная значимость базовых правовых норм. Либерализм и политико-юридический утопизм. Право как «условие возможности» успешного социального развития. Тема 24. Проблемы философии экономики«Хозяйство»: историческая эволюция понятия. Возникновение «политической экономии». «Экономический человек»: рациональность, аскетизм и желание. Свобода индивида и экономическая свобода. Плановость экономики и рыночные регуляторы экономической жизни. Богатство и бедность в экономическом и философском измерении. Идеология «общества потребления» как фактор экономической жизни. Отношения вещей и людей в постиндустриальную, информационную эпоху. Осмысление хозяйственной деятельности в религиозно-философской традиции русской мысли. Тема 25. Проблемы философии культурыКультура как «вторая природа» в человеческом бытии. Метафизичность человеческого бытия и фундаментальные бытийственные основания культуры. Проблема первоначал культуры (Ницше, Бердяев, Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их типологии. Культ и культура в философском измерении. Материальная и духовная культура. Философия как самосознание культуры. Тенденции современной культурной ситуации. Феномен «массовой культуры». «Индустрия сознания». Культура и контркультура. Многополярный мир и диалог культур. |
|
© a-l-anisin |