Итак, в качестве итога нашего краткого исторического рассмотрения взаимоотношений христианства и всеединства можно констатировать существенную несовместимость этих мировоззренческих парадигм. Это не означает, конечно, отсутствие влияния эллинистической философии на становление святоотеческой мысли, – отрицать такое влияние нелепо. Однако указанное влияние касалось, главным образом, «технического оснащения» мысли, а не ее содержания. А в тех случаях, когда влияние языческой философии, и в частности идей всеединства, распространялось и на содержание христианской мысли, то христианский дух утрачивался мыслью именно в той степени, в какой содержательное влияние происходило.
[1] Современный философский словарь / под общей ред. д. филос. н., проф. В.Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 1996. – С. 93. Автором этой словарной статьи является Е.В. Гутов.
[2] Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с. Мы не приводим номера страниц цитируемых нами выдержек по той причине, что данное издание имеется у нас только в электронном виде, где отсутствует разбивка на страницы.
[3] Цит. по: Пьер Адо / пер. с фр. Е. Штофф. – М.:Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. – С. 46-48.
[4] Там же С. 76.
[5] Там же С. 31.
[6] Цит. по: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 61
[7] Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб.: Алетейя, 1994. – С. 38-39.
[8] Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). – С. 62.
[9] Григорий Нисский Об устроении человека. – СПб: Аксиома, 1995. – С. 28.
[10] Мейендорф Иоанн прот. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций / пер. с англ. Л. Волохонской. – Вильнюс, М.: Весть, 1992. – С. 189-190.
[11] Там же. – С. 190.
[12] Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. – С.127.
[13] Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV-го века. – М.: Паломник, 1992. – С. 160.
[14] Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – С. 39.
[15] Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII веков. – С. 100
[16] Там же.
[17] Мейендорф Иоанн прот. Введение в святоотеческое богословие. – С. 290.
[18] Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII веков. – С. 101
[19] Флоровский Г.В. Восточные Отцы V-VIII веков. – С. 108
[20] Дионисий Ареопагит О небесной иерархии. – М., 2002. – С. 15.
[21] Мейендорф Иоанн прот. Введение в святоотеческое богословие. – С. 289.