СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема № 1. Предмет и сущность философии

 

Основные вопросы:

1. Определения философии.

2. Предмет философии и ее главные темы.

3. Особенности философского мышления.

4. Предназначение философии. Понятие мировоззрения.

5. Место философии в культуре.

6. Структура философского знания.

 

Основные термины для усвоения:

Мировоззрение. Абстракция. Онтология. Гносеология. Этика. Эстетика. Антропология. Космология. Аксиология.

 

Темы для устных сообщений:

1. Философия в системе культуры.

2. Философия и наука.

3. Философия и искусство.

4. Философия и религия.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что такое философия? Что о ней говорят люди? Когда и почему философствует человек, как это выглядит? Чем отличается философское мышление от практического? Может ли философия помочь в жизни? Если да, то чем, если нет, – то почему? Что такое «вечные вопросы»? Есть ли смысл их задавать? Что такое мудрость? В чем разница мудрости и опыта, мудрости и знания, мудрости и ума? Каков традиционный образ мудреца, и почему он такой (борода, посох, четки, балахон вместо одежды, отшельничество, странничество)? Если мудрец – «не от мира сего», отрешен от повседневной действительности, то почему к нему идут за советом? Чему может он научить? Правда ли, что «во многой мудрости много печали», и если так, то нужна ли она? Правда ли, что «философия – это приготовление к смерти», и если так, то нужна ли она?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое из следующих определений философии наиболее точно?

А) Философия – это идеология.

Б) Философия – это наука о мире.

В) Философия – это теоретическая основа мировоззрения.

Г) Философия – это рассуждения о жизни, смерти и возможности бессмертия.

2. Что такое мировоззрение?

А) Мировоззрение – это ощущение мира и жизни.

Б) Мировоззрение – это жизненный опыт человека.

В) Мировоззрение – это совокупность устойчивых убеждений, ценностей и идеалов человека, идейная основа жизненной позиции человека.

Г) Мировоззрение – это совокупность принципов, лежащих в основе поведения и действия человека.

3. Как называется центральное ядро философии – учение о бытии?

А) Антропология.

Б) Онтология.

В) Аксиология.

Г) Гносеология.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Алексеев П. В. Философия : учебник. – М. : Проспект, 2000. – 563 с.
  2. Анисин А. Л. Возобновление философии как задача современности // Научные исследования высшей школы : сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2006 г.). – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006. – С. 194–196.
  3. Анисин А. Л. К предмету философии // Научный вестник Тюменского юридического института МВД России : сборник научных трудов. – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД России, 2002. – С. 136–138.
  4. Анисин А. Л. О возможности и необходимости философского мышления // Научные исследования высшей школы : сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (февраль 2001 г.). – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2001. – С. 106.
  5. Анисин А. Л., Анисина С. С. Религиозный путь философии // Научные исследования высшей школы : сборник тезисов докладов и сообщений на итоговой научно-практической конференции (8 февраля 2006 г.). – Тюмень : Тюменский юридический институт МВД РФ, 2006. – С. 196–197.
  6. Берус В. В., Григоров Е. В., Ушаков П. В. Категории и принципы философского осмысления мира : учебное пособие. – Барнаул : Барнаул. юрид. ин-т МВД РФ, 2004. – 108 с.
  7. Желнов М. В. Предмет философии в истории философии. – М. : МГУ, 1981. – 720 с.
  8. Основы современной философии : учебник. – Изд. 2-е, доп. – СПб : Лань, 1999. – 352с.
  9. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М. : Инфра-М, 2005. – 576 с.

 

 


Тема № 2. Древневосточная философия

Основные вопросы:

1. Ведическая культура о мире и человеке.

2. Философия Упанишад о мире и человеке.

3. Буддизм как мировоззрение.

4. Китайская культура о мире и человеке.

5. Философия Конфуция о мире и человеке.

6. Философия Лао-цзы о мире и человеке.

 

Основные термины для усвоения:

Брахман. Атман. Упанишады. Карма. Сансара. Нирвана. Дао. Ян. Инь.

Темы для устных сообщений:

1. Образ мира и человека в ведической культуре.

2. Философия Упанишад.

3. Мировоззрение буддизма.

4. Образ мира и человека в древнекитайской культуре.

5. Философия Конфунция.

6. Философия даосизма.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что такое «душа»? Считаете ли Вы, что «душа» – это совокупность телесных функций и со смертью тела «душа» исчезает с ним? Считаете ли Вы, что «душа» – это неуничтожимое безличное жизненное начало, которое одушевляет сначала одно тело, затем другое, потом третье, и так далее? Считаете ли Вы, что «душа» – это индивидуальная личность человека, возникшая при его рождении и после смерти человека продолжающая существование в вечности? Какие аргументы можно привести в защиту перечисленных версий? Как можно объяснить явление «дежа вю»? Как можно объяснить рассказы людей, переживших клиническую смерть? Обладает ли душа самостоятельностью по отношению к телу, в какой мере? Влияет ли тело и то, что с ним происходит на душу, в какой мере? Есть ли у души потребности? Имеют ли смысл выражения «душевный (духовный) голод», «духовная пища», «гигиена души», «душевное здоровье», «душевная болезнь» и т.д.?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает в индийской философии понятие «Брахман»?

А) Безличный мировой дух.

Б) Материальная основа мира.

В) Круг перевоплощения души.

Г) Человеческое сознание.

2. О чем говорит первая из четырех «благородных истин» Будды?

А) Жизнь есть величайшая ценность.

Б) Жизнь есть страдание.

В) Жизнь есть блаженство.

Г)Жизнь есть абсурд.

3. Что означает в древнекитайской философии понятие «Дао»?

А) Идеал совершенного человека.

Б) Безличный мировой дух.

В) Вещественный мир.

Г) Путь естественности, путь всех вещей.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. История китайской философии / пер. с кит. – М. : Прогресс, 1989. – 552 с.
  2. История философии : учебник / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 576 с.
  3. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – М. : УДН, 1989. – 187 с.
  4. Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М. : Наука, 1983. – 260 с.
  5. Философские вопросы буддизма. – Новосибирск : Наука, 1984. – 125 с.
  6. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов. – М. : Высшая школа, 2001. – 703 с.
  7. Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. – М. : Прогресс, 1981. – 415 с.
  8. Щербатской Ф. И. Избранные статьи по буддизму. – М. : Наука, 1988. – 426 с.

 

Тема № 3. Ранняя греческая философия

Основные вопросы:

1. Учение о первоэлементах мира.

2. Концепция Судьбы в древнегреческом мировоззрении.

3. Смысл понятия «космос».

4. Милетская школа.

5. Пифагорейская школа.

6. Идеи Гераклита.

 

Основные термины для усвоения:

Космос. Логос. Стихия. Апейрон. Диалектика. Атомизм. Апория.

 

Темы для устных сообщений:

1. Древнегреческая мифология.

2. Древнегреческая наука.

3. Пифагорейская школа.

4. Элейская школа.

5. Атомистическая школа.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что главное в жизни? Какой смысл имеют слова: «Надо жить, а не существовать»? Как Вы хотели бы жить? Какой девиз Вы бы предложили? – «Жить одним днем»? «Жить так, словно сегодня последний день твоей жизни»? «Жить так, словно впереди вечность»? «Жить для себя»? «Жить для других»? «Жить по совести»? «Жить по своим хотениям»? «Жить, прогибаясь под изменчивый мир»? Или – «не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»? Что, на Ваш взгляд в жизни главное? – Деньги? Дети? Здоровье? Покой? Борьба? Дело? Что такое сама жизнь: это бессмысленная суета и толкотня, фальшивое актерство, обманутые надежды, круговорот «поколевающих» поколений, топтание на месте, однообразие, слабость, слепота и слабоумие, или это сила, ясность, радость, творческий порыв и полнота бытия? Если все радости жизни сводятся к развлечениям, то есть к «отдыху» от жизни, то не говорит ли это о том, что сама жизнь есть бессмысленная тягость? Стремясь наполнить всю жизнь развлечениями, не прячутся ли люди от серьезности жизни?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой из этих афоризмов принадлежит Гераклиту?

А) «Познай самого себя».

Б) «Всё течет, все изменяется».

В) «Всё суета».

Г) «Помни о смерти».

2. Кто из перечисленных философов полагал в качестве первоосновы всего беспредельное начало (апейрон)?

А) Анаксимен.

Б) Фалес.

В) Анаксимандр.

Г) Гераклит

3. Кем из античных философов было развито учение о логосе?

А) Гераклит.

Б) Анаксимандр.

В) Пифагор.

Г) Фалес.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион : фрагменты сочинений кинических мыслителей. –М. : Наука, 1984. – 394 с.
  2. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время: фюсис и натура / отв. ред. Н. Ф. Овчинников, И. Д. Рожанский. – М. : Наука, 1988. – 207 с.
  3. Асмус В. Ф. Античная философия. – М. : Высшая школа, 2001. – 400 с.
  4. Богомолов А. С. Античная философия. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 368 с.
  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М. : Мысль, 1986. – 571 с.
  6. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков : учебное пособие. – Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 348 с.
  7. Кессиди Ф. К. Гераклит. – М. : Мысль, 1982. – 200 с.
  8. Лосев А. Ф. История античной философии. – М. : Мысль, 1989. – 204 с.
  9. Рожанский И. Д. Анаксагор. – М. : Мысль, 1983. – 142 с.

10.  Семушкин А. В. Эмпедокл. – М. : Мысль, 1985. – 191 с.

11.  Чанышев А. Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов. – М. : Высшая школа, 2001. – 703 с.

 

Тема № 4. Классическая греческая философия

Основные вопросы:

1. Фигура Сократа, его роль в древнегреческой мысли.

2. Учение Платона об идеях.

3. Учение Платона о душе.

4. Учение Платона о государстве.

5. Учение Аристотеля об «эйдосах».

6. Учение Аристотеля о видах причин бытия.

7. Учение Аристотеля о душе. Этика Аристотеля.

 

Основные термины для усвоения:

Идея. Идеализм. Демиург. Эманация. Эйдос. Телеология. Метафизика.

 

Темы для устных сообщений:

1. Личность и деятельность Сократа.

2. «Два мира» в платоновской философии.

3. «Идеальное государство» Платона.

4. Платонизм и неоплатонизм.

5. Метафизика Аристотеля.

6. Этика Аристотеля.

7. Политическая философия Аристотеля.

8. Философия эпохи эллинизма.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что такое счастье? Что включает в себя понятие счастья? Что для счастья надо? Способствует ли богатство счастью? Не затрудняет ли оно путь к счастью? Правда ли, что чем больше имеешь, тем больше хочется? Верно ли: чем богаче, тем счастливей, чем беднее, тем несчастней? Всегда ли к добру людям исполнение их желаний? Может ли человек, считая себя счастливым, ошибаться в этом? Бывают ли несчастья на пользу человеку: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»? Является ли стремление к счастью главным движущим мотивом в жизни? Может ли, должно ли вообще счастье быть целью в жизни? Если счастье всерьез считать высшей целью, то какие следствия это имеет для жизни? Приходит ли счастье к тем, кто ставит его высшей целью, или к тем, кто ставит какие-то иные цели?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как связаны Сократ, Платон и Аристотель?

А) Аристотель – учитель Платона, а Платон – учитель Сократа.

Б) Сократ – учитель Платона, а Платон – учитель Аристотеля.

В) Сократ – учитель Аристотеля, а Аристотель – учитель Платона.

Г) Сократ – учитель и Платона, и Аристотеля.

2. Какое из этих утверждений отражает учение об идеях у Платона?

А) Идеи – вечные духовные первоначала вещей.

Б) Идеи – продукт обработки ощущений человеческим разумом.

В) Идеи – это врожденные логические формы мышления.

Г) Идеи – это теории овладевающие массами.

3. Какая из причин бытия по Аристотелю является определяющей?

А) Материальная.

Б) Формальная.

В) Деятельная.

Г) Целевая.

4. Кто из античных философов является создателем первой философской системы объективного идеализма?

А) Аристотель.

Б) Гераклит.

В) Парменид.

Г) Платон.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Блажевич Н. В., Блажевич Т. А. Исторический экскурс в философию: сборник контрольных работ и тестов. – Тюмень : ТЮИ МВД РФ, 2003. – 144 с.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М. : Мысль, 1986. – 571 с.
  3. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков : учебное пособие. – Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 348 с.
  4. Кессиди Ф. К. Сократ. – М. : Мысль, 1988. – 220 с.
  5. Лосев А. Ф. История античной философии. – М. : Мысль, 1989. – 204 с.
  6. Нерсесянц В. С. Сократ. – М. : Наука, 1984. – 189 с.
  7. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч. – М. : Мысль, 1986. – 607 с.
  8. Платон. Собрание сочинений : В 4 т. / пер. с древнегреч. – М. : Мысль, 1990. – Т. 1. – 862 с.
  9. Хрестоматия по философии: Античность. Средние века. Возрождение. Новое время. Немецкая классическая философия / под ред. В. Н. Гасилина. – Саратов : Саратовск. ВШ МВД РФ, 1996. – 224 с.

10.  Чанышев А. Н. Аристотель. – 2 изд., доп. – М. : Мысль, 1987. – 221 с.

11.  Чанышев А. Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов. – М. : Высшая школа, 2001. – 703 с.

 

Тема № 5. Средневековая философия

Основные вопросы:

1. Учение Августина о проблеме разума и веры.

2. Учение Августина о человеке.

3. Августин: концепция «двух градов».

4 .Учение Фомы Аквинского о проблеме разума и веры.

5. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога.

 

Основные термины для усвоения:

Патристика. Теология. Гностицизм. Манихейство. Монотеизм. Схоластика. Креационизм. Провиденциализм.

 

Темы для устных сообщений:

1. Философия Августина.

2. Средневековая мистика.

3. Богословие восточных отцов Церкви.

4. Фома Аквинский как вершина схоластики.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

В чем ошибся Раскольников? В чем суть теории Раскольникова? Почему Раскольников пришел в полицию с повинной? Можно ли принять расхожее толкование: «Совесть замучила»? Похоже ли то, что с ним происходило на угрызения совести в обыкновенном их варианте? Ведь он даже и не вспомнил ни разу двух убитых им женщин, одна из которых вообще невинная жертва. Разве можно говорить о раскаянии как о мотиве явки с повинной, если даже в конце романа на каторге его нет. Достоевский пишет: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние... О, он бы обрадовался ему!.. Но он не раскаивался в своем преступлении. (...) «Чем, чем, – думал он, моя мысль была глупее других мыслей и теорий... Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? – говорил он себе. – Тем, что он – «злодеяние»? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову... и довольно!» И только в последнем абзаце романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». Отчего же он пошел с повинной? Ведь ему ничего не грозило: маляр Николка взял на себя вину, а Профирий Петрович, хоть и догадывался, но ничего не мог доказать.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой тип философствования господствовал в средние века?

А) Антропоцентризм.

Б) Социоцентризм.

В) Космоцентризм.

Г) Теоцентризм.

2. Какой мыслитель прошел в своей духовной эволюции следующие ступени: язычество – манихейство – неоплатонизм – христианство?

А) Фома Аквинский.

Б) Ансельм Кентерберийский.

В) Августин Аврелий.

Г) Пьер Абеляр.

3. Какую позицию по вопросу о соотношении знания и веры занимал Фома Аквинский?

А) Враждебность к знанию, признание только веры.

Б) Гармония веры и знания.

В) Теория «двух истин».

Г) Разумное знание указывает путь вере.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Блажевич Н. В., Блажевич Т. А. Историческая экспозиция философии. – Тюмень : ТЮИ МВД РФ, 2002. – 147 с.
  2. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М. : Наука, 1990. – 414 с.
  3. Громов М. Н. Максим Грек. – М. : Мысль, 1983. – 199 с.
  4. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков : учебное пособие. – Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 348 с.
  5. Философский энциклопедический словарь / ред.‑сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М. : Инфра-М, 2005. – 576 с.
  6. Хрестоматия по философии : Античность. Средние века. Возрождение. Новое время. Немецкая классическая философия / под ред. В. Н. Гасилина. – Саратов : Саратовск. ВШ МВД РФ, 1996. – 224 с.
  7. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира : учебник для вузов. – М. : Высшая школа, 2001. – 703 с.

 

Тема № 6. Новоевропейская философия

Основные вопросы:

1. Принцип опытного познания у Ф. Бэкона.

2. Теория индукции Ф. Бэкона.

3. «Идолы» в познании.

4. Сенсуализм Дж. Локка. Принцип tabula rasa.

5. Принцип разума в Новое время.

6. Проблема метода у Р. Декарта, правила метода.

7. Метафизика Р. Декарта.

 

Основные термины для усвоения:

Эмпиризм. Индукция. Сенсуализм. Рационализм. Дедукция. Рефлексия.

 

Темы для устных сообщений:

1. Теория познания Ф. Бэкона.

2. Общественно-политические взгляды Ф. Бэкона.

3. Гносеология Дж. Локка.

4. «Рассуждение о методе» Р. Декарта.

5. Философия Б. Паскаля.

6. «Монадология» Г. Лейбница.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что такое прогресс? Что предполагается понятием «прогресса»? Каковы критерии прогресса? Если «прогресс» – это «вперед», то где этот «перёд»? Является ли прогрессом усложнение форм общественной жизни или упрощение? Сопровождается ли прогресс технический прогрессом нравственным? Способствует ли прогресс счастью? Дает ли прогресс то, что обещает? Обеспечивает ли телевидение более широкий кругозор? Обеспечивает ли телефон большее взаимопонимание? Обеспечивает ли демократия реальное влияние простого человека на политику? Обеспечивает ли компьютер повышение интеллектуального уровня человека? Обеспечивает ли автомобиль больше свободного времени? Обеспечивает ли современная судебная система суд скорый и справедливый? Обеспечивает ли вообще современная цивилизация лучшее понимание человеком себя, вещей, жизни? Сделала ли она жизнь человека светлее, легче, радостнее? Может ли прогресс быть во вред? Всегда ли новое лучше старого? «консервативные» силы в обществе – всегда ли бывает плохо затормозить движение или даже отойти назад?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто был основоположником эмпиризма?

А) Ф. Бэкон.

Б) Р. Декарт.

В) Фома Аквинский.

Г) Дж. Беркли.

2. Кто был основоположником рационализма?

А) Августин.

Б) Г. Лейбниц.

В) Р. Декарт.

Г) Д. Юм.

3. Какое философское направление исходит из того, что «нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах»?

А) Реализм.

Б) Рационализм.

В) Номинализм.

Г) Сенсуализм.

4. На что ориентируется философия в эпоху начала Нового времени?

А) На гуманитарные науки и искусство.

Б) На естественные и точные науки.

В) На религиозные учения.

Г) На технические науки.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время: фюсис и натура / отв. ред. Н. Ф. Овчинников, И. Д. Рожанский. – М. : Наука, 1988. – 207 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения : В 2 т. – М. : Мысль, 1989; 1991. – Т. 1. – 621 с. ; Т. 2. – 735 с.
  3. Краткая философская энциклопедия. – М. : Прогресс, 1994. – 576 с.
  4. Лейбниц Г. В. Сочинения : В 4 т. – М. : Мысль, 1982-1989. – Т. 1. – 636 с. ; Т. 2. – 686 с. ; Т. 3. – 734 с. ; Т. 4. – 556 с.
  5. Локк Дж. Сочинения : В 3 т. – М. : Мысль, 1985-1988. – Т. 1. – 621 с. ; Т. 2. –560 с. ; Т. 3. – 668 с.
  6. Майоров Г. Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. – М. : МГУ, 1973. – 260 с.
  7. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 992 с.
  8. Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков : учебное пособие. – М. : Высшая школа, 1984. – 448 с.
  9. Хрестоматия по философии: Античность. Средние века. Возрождение. Новое время. Немецкая классическая философия / под ред. В. Н. Гасилина. – Саратов : Саратовск. ВШ МВД РФ, 1996. – 224 с.

 

Тема № 7. Немецкая классическая философия

Основные вопросы:

1. Предпосылки познания и его границы по И. Канту.

2. «Коперниканский переворот» в философии.

3. Принцип автономии доброй воли.

4. Моральный закон и нравственные заповеди по И. Канту.

5. Постулаты практического разума.

6. Принцип противоречия в философии Г. Гегеля.

7. Диалектическое развитие понятий.

8. Понятие Абсолютной идеи.

 

Основные термины для усвоения:

Агностицизм. Априорный. Апостериорный. Антиномия. Максима. Категорический императив. Ригоризм. Диалектика. Снятие. Абсолютная идея. Абсолютный дух.

Темы для устных сообщений:

1. Субъективный идеализм Дж. Беркли.

2. Агностицизм Д. Юма.

3. Основания возможности науки по И. Канту.

4. Основания невозможности метафизики по И. Канту.

5. Категорический императив и принцип долга по Канту, и «золотое правило этики».

6. Связь морали и религии по И. Канту.

7. Диалектика Г. Гегеля.

8. Философия права и учение о государстве Г. Гегеля.

9. Соотношение религии и философии по Г. Гегелю.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что такое эволюция? Могла ли сама собой зародиться жизнь из мертвой материи? Как быть с принципом Л. Пастера: «Живое только из живого»? Чем отличается живое от неживого, как могли эти свойства возникнуть? Можно ли появление жизни объяснить случайностью? Если ее появление закономерно, то какими законами оно обусловлено? Как объяснить отсутствие самозарождения жизни сейчас? Как объяснить развитие жизни от простых форм к сложным, появление новых видов? Почему нет «переходных форм» ни среди современных видов, ни среди ископаемых останков? Может ли естественный отбор создать что-то новое? Может ли естественный отбор допустить цепочку переходных форм от одного вида к другому? Могут ли организованность и порядок возникать сами собой? Как соотнести идею самозарождения жизни и эволюционного прогресса со вторым началом термодинамики, говорящим, что сумма процессов в замкнутой системе ведет всегда к понижению степени упорядоченности?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что в философии И. Канта означает понятие «вещь-в-себе»?

А) Материальная субстанция.

Б) Вещь, мыслимая вне процесса познания.

В) Истина, как идеал познания.

Г) Первоначало бытия.

2. Что означает в моральной философии И. Канта принцип «автономии морали»?

А) Мораль имеет свой внутренний закон и не выводима ни из чего другого.

Б) Мораль не регулируется государством.

В) Человек должен быть независим от моральных предписаний.

Г) Каждый человек имеет свою собственную мораль.

3. Какая формулировка нравственного закона принадлежит И. Канту?

А) Возлюби ближнего своего как самого себя.

Б) Приноси максимальную пользу максимальному количеству людей.

В) Поступай так ,чтобы максима твоей воли могла бы в то же время быть принципом всеобщего законодательства.

Г) Не делай другому, чего себе не желаешь.

4. Каков философский метод Г. Гегеля?

А) Индукция.

Б) Диалектика.

В) Метафизика.

Г) Эклектика.

5. Какая из следующих онтологических категорий связана с именем Г. Гегеля?

А) Атом.

Б) Абсолютная идея.

В) Всеединство.

Г) Космос.

6. Как можно определить этику И. Канта?

А) Как этику любви.

Б) Как этику долга.

В) Как этику свободы.

Г) Как этику счастья.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М. : Мысль, 1990. – 526 с.
  2. Гегель Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. / под ред. А. В. Гулыги. – М. : Мысль, 1976-1977. – Т. 1. – 532 с. ; Т. 2. – 573 с.
  3. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. – М. : Мысль, 1986. – 334 с.
  4. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 века. – М. : Высшая школа, 1989. – 478 с.
  5. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 992 с.
  6. Суслова Л. А. Философия И. Канта : учебное пособие. – М. : Высшая школа, 1988. – 222 с.
  7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М. : Инфра-М, 2005. – 576 с.
  8. Хрестоматия по философии: Античность. Средние века. Возрождение. Новое время. Немецкая классическая философия / под ред. В. Н. Гасилина. – Саратов : Саратовск. ВШ МВД РФ, 1996. – 224 с.

 

Тема № 8. Западная философия первой половины XIX века

Основные вопросы:

1. Концепция религиозного отчуждения у Л. Фейербаха.

2. Этика эвдемонизма у Л. Фейербаха.

3. Мир как воля и представление в учении А. Шопенгауэра.

4. Пессимизм А. Шопенгауэра и этика сострадания.

 

Основные термины для усвоения:

Отчуждение. Эвдемонизм. Иррационализм. Волюнтаризм. Мировая воля.

Темы для устных сообщений:

1. Антропологический материализм и этика Л. Фейербаха.

2. Эвдемонизм как этический принцип.

3. Религиозно-философские идеи С. Кьеркегора.

4. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

В чем суть материализма? Что Вы понимаете под словами: «Быть материалистом»? Что означает материализм в бытовом значении? Насколько обоснован такой подход к жизни? Что означает философский материализм? Что такое материя? Что важнее для бытия вещи – ее материя или ее идея? Может ли существовать материя, не оформленная никакой идеей – материя сама по себе, «чистая материя»? Может ли существовать идея, не воплощенная ни в какой материи – идея сама по себе, «чистая идея»? Каково последовательно материалистическое понимание человека? Что такое мысль и вообще душевные переживания с точки зрения материалиста? Каково последовательно материалистическое понимание явления жизни вообще? Насколько обосновано предположение о самоорганизации материи? Что такое красота для материалиста? Что такое добро для материалиста? В чем суть философского идеализма? Обладает ли идея сама по себе творческой энергией? Верно ли, что идеи правят миром? Если да, то – буквально или образно говоря: «правят»? Если же нет, то что же правит миром, буквально понимая это слово? Есть ли такое правящее начало в мире? Или некая «Природа», «как ступа с Бабою-Ягой, идет-бредет сама собой»?

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем видел Л. Фейербах сущность религии?

А) Религия есть продукт невежества и обмана.

Б) Религия есть примитивная форма познания мира.

В) Религия есть отчуждение человеческой сущности.

Г) Религия есть обретение богооткровенного знания.

2. Каким понятием А. Шопенгауэр выражает глубинную суть мира?

А) Мировой Дух.

Б) Жизненный порыв.

В) Абсолютная Идея.

Г) Мировая Воля.

3. Какое из определений материализма более точное?

А) Материализм – это признание того, что мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц.

Б) Материализм – философское направление, утверждающее практический, здравый взгляд на вещи, отказ от далеких от жизни рассуждений.

В) Материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании определяющей роли материальных благ для жизни человека.

Г) Материализм – философское направление, утверждающее первичность материального бытия и производный характер духовной реальности.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. Блажевич Н. В., Блажевич Т. А. Историческая экспозиция философии. – Тюмень : ТЮИ МВД РФ, 2002. – 147 с.
  2. Зотов А. Ф. Современная западная философия : учебник. – М. : Высшая. школа, 2001. – 784 с.
  3. Фейербах Л. Избранные философские произведения : В 2 т. – М. : Политиздат, 1955. – Т. 1. – 667 с.; – Т. 2. – 931 с.
  4. Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб. : Лань, 1999. – 608 с.
  5. Шопенгауэр А. Сочинения. – М. : Наука, 1993. – Т. 1 : Критика кантовской философии; –Т. 2 : Мир как воля и представление.

 

Тема № 9. Западная философия второй половины XIX века

Основные вопросы:

1. Материалистическое понимание истории у К. Маркса.

2. Концепция отчуждения труда у К. Маркса.

3. Понимание общества у К. Маркса.

4. Философия культуры Ф. Ницше.

5. Воля к власти в учении Ф. Ницше.

6. Критика науки морали и христианства у Ф. Ницше.

7. Концепция сверхчеловека.

 

Основные термины для усвоения:

Общественный базис и надстройка. Производительные силы и производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Дионисийство. Аполлонизм. Воля к власти. Нигилизм. Имморализм. Сверхчеловек.

 

Темы для устных сообщений:

1. Исторический материализм К. Маркса.

2. Коммунистическая утопия у К Маркса: марксизм западный и советский.

3. Ф. Ницше и шицшеанство в европейской культуре.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

Что люди называют смыслом жизни? В чем заключается проблема смысла жизни? Можно ли смыслом жизни назвать главное дело в жизни? Нужен ли человеку и есть ли кроме множества дел в жизни еще и смысл жизни в целом? Может ли в жизни смысла не быть, и что из этого следовало бы? Можно ли сказать, что смысл жизни в самой жизни, и что это означает, если вдуматься? Может ли смысл жизни быть «сложен» из последовательности промежуточных целей в жизни? Можно ли надеяться, что смысл жизни сам возникнет, когда жизнь подойдет к концу? Чем отличаются «смысл моей жизни для кого-то» и «смысл моей жизни для меня самого»? Который из них образует настоящую проблему смысла жизни? Может ли мне самому моя жизнь быть «зачем-то», если со смертью для меня кончается все и кончаюсь я сам? Возможно ли верить в наличие смысла жизни не веря в бессмертие души? Каким требованиям должна удовлетворять цель, чтобы она могла дать жизни в целом смысл? Чего не хватает тем целям, которые при всех своих достоинствах дать смысла жизни не могут?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем видел К. Маркс источник исторического развития.

А) Развитие общественного производства.

Б) Развитие нравственного сознания.

В) Развитие религиозного сознания.

Г) Деятельность великих личностей.

2. Какие два первоначала культуры выделяет Ф. Ницше?

А) Иранство и кушитство.

Б) Эгоизм и альтруизм.

В) Дионисийство и аполлонизм.

Г) Богочеловечество и человекобожество.

3. Какой мыслитель считал приоритетным началом в человеке волю к власти?

А) Ж.-П. Сартр.

Б) К. Маркс.

В) Ф. Ницше.

Г) З. Фрейд.

 

Дополнительная литература к теме:

  1. История философии: Запад – Россия – Восток : учебник для студентов / под ред. Н. В. Мотрошиловой, А. М. Руткевича. – Изд. 2-е. – М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1999. – Кн. 3 : Философия XIX – XX в. – 448 с.
  2. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. – Свердловск : Изд-во Уральск. ун-та, 1973. – 186 с.
  3. Маркс. Философия. Современность. – М. : Политиздат, 1988. – 414 с.
  4. Марксистско-ленинская философия. Исторический материализм. – 6 изд., доп. – М. : Мысль, 1977. – 430 с.
  5. Ницше Ф. Избранные произведения. – М. : Просвещение, 1993. – 573 с.
  6. Ницше Ф. Сочинения : В 2 т. – М. : Мысль, 1990. – Т. 1. – 831 с.; – Т. 2. – 830 с.
  7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра : Книга для всех и ни для кого. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 303 с.
  8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М. : Инфра-М, 2005. – 576 с.

 

Тема № 10. Западная философия XX века

Основные вопросы:

1. Понятие «длительность» у А. Бергсона.

2. «Творческая эволюция» по А. Бергсону.

3. «Два источника морали и религии» по А. Бергсону.

4. Бытие и человек в философии М. Хайдеггера.

5. Мир, экзистенция и трансценденция у К. Ясперса.

6. Концепция свободы Ж.-П. Сартра.

7. Философия абсурда А. Камю.

 

Основные термины для усвоения:

Интуиция. Витализм. «Открытые» и «закрытые» общества. Экзистенция. Экзистенциализм. Пограничные ситуации.

 

Темы для устных сообщений:

1. Книга А. Бергсона «Творческая эволюция».

2. Роль морали и религии по А. Бергсону.

3. Философия М. Хайдеггера.

4. Экзистенциализм К. Ясперса.

5. Концепция «осевого времени» у К. Ясперса.

6. Книга Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто».

7. Книга А. Камю «Миф о Сизифе».

 

Вопросы для самостоятельной работы:

В чем, действительно, может заключаться смысл жизни? С чем связана вера в смысл жизни? Если исходить из того, что смысл в жизни есть, то на чем может быть основана его возможность? Какое видение жизни предполагается утверждением наличия в ней смысла? Какими словами возможно говорить о смыс… Продолжение »

© a-l-anisin

Сделать бесплатный сайт с uCoz