|
Отзыв на автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук «Принцип соборного единства в истории философской мысли» (специальность: 09. 00. 03 - история философии)
Обращение к идее соборности как к одной из наиболее значимых разработок отечественной философии является, на наш взгляд, крайне интересным и перспективным исследовательским проектом. Нельзя не согласиться с А. Л. Анисиным в том, что идея соборности, с одной стороны, «синтетически воспроизводит многие принципиальные мировоззренческие и ментальные установки русской философской традиции», а с другой - «обнаруживает родство с теми концепциями духовного единства, которые разрабатывались в рамках западноевропейской философской мысли». А потому научно-теоретическая значимость исследования представляется несомненной: «то развитие, которое получила идея соборности в русской философской мысли.., позволяет не только прояснить своеобразие русских начал в философии, но и глубже понять европейский философский процесс». И все же наиболее интересным и актуальным в условиях осуществляющейся сегодня либеральной идеологической экспансии Запада представляется пятое по счету положение, выносимое на защиту. А. Л. Анисин противопоставляет принцип соборного единства принципу всеединства, на основании которого как раз и выстраивается культ эгалитарности с его нацеленностью на уничтожение национальных, культурных и даже тендерных различий. Соборное единство точно определено А. Л. Анисиным как «внутренне различенное, свободное единство, которое имеет в основании не прямое непосредственное соединение членов единства между собой, а связь каждого из них с трансцендентным и абсолютным первоначалом бытия». Следствием этого является существенное различие указанных типов единства: «соборное единство имеет личностный и свободный характер, тогда как всеединство безлично и тоталитарно по своей сути». Вскрытие тоталитарного характера настойчиво экспортируемой Западом либеральной идеи является отличным средством для укрепления отечественного духовного и интеллектуального иммунитета. Нельзя не отметить также смелую (и удачную) попытку А. Л. Анисина найти онтологический смысл принципа соборного единства. Обычно этот принцип раскрывается при анализе бытия человека и общества. Однако здесь он мыслится как универсальный философский принцип. Органические, химические, физические и другие формы единства приобретают подлинный смысл только в отношении к соборному единству как высшей форме онтологического единства мирового сущего, будучи понятыми как «предварительные и слабые формы проявления соборности бытия». Работа А. Л. Анисина является существенным вкладом в осмысление национальных особенностей и общемирового значения русской философской мысли, а ее автор достоин присуждения ему ученой степени доктора философских наук.
Профессор кафедры философии и истории Академии экономической безопасности МВД РФ, доктор философских наук, профессор Б. Н. Попов
|
|
© a-l-anisin |