ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ЭПОХУ ОТСУТСТВИЯ ТРАДИЦИЙ

 

Тема традиционных духовных ценностей имеет для нас в России, как, впрочем, и вообще в современном мире, первостепенную важность. Те кризисные и катастрофические тенденции, которые делаются все явственнее в современном мире, имеют своим основанием даже не столько даже конфликт цивилизаций, а упадок западной цивилизации, заменившей ценности традиционного общества ценностями гуманизма и либеральной демократии. Распространение различных видов ксенофобии в европейском и российском обществе есть прямой признак ослабления народного духа. Здоровый и крепкий народ, живущий на своей исконной территории, ксенофобии к чужакам не испытывает, она появляется тогда, когда возникает угроза существованию народа.

Утрата европейской культурой традиционных ценностей является причиной как внутреннего ее ослабления, так и напряженности в отношениях с другими культурами. Когда говорится, например, о силе ислама, как фактора европейской и мировой политики, подразумевается в первую очередь вовсе не особые качества религиозной традиции ислама, а те патриархальные устои жизни, которые сохраняются народами, исповедующими ислам. Эти устои не были чужды и «старой доброй Европе», и «святой Руси». Ныне же эти устои усиленно вымываются из жизни цивилизованного мира, а мусульманские народы в силу многих причин более консервативно удерживают традиционалистскую ориентацию культуры.

Западно-либеральная модель устройства жизни, размывающая традиционные нормы и понятия, воспринимается такой традиционалистской культурой как зараза. Обособление от норм жизни европейской цивилизации и активное противодействие этим нормам, действительно, воспринимается многими как отстаивание святынь и противодействие злу. Зачастую именно это обстоятельство морально оправдывает в глазах традиционалистов даже откровенно преступную деятельность. Землячества создаются как островки «нормальной» жизни в противовес окружающему цивилизованному разврату, а затем делаются базой для преступных формирований по национальному признаку.

Духовному кризису может быть противопоставлено только духовное возрождение. И ответ на вопрос «быть или не быть России» зависит именно от того сумеем мы или нет благие пожелания духовно-нравственного возрождения претворить в реальные позитивные изменения духовного климата. В первую очередь необходимо определить идейные приоритеты и ориентиры движения российского общества к нравственному здоровью. Некоторые моменты в таком идеологическом обосновании нуждаются в прояснении и уточнении.

Представляется, во-первых, неточным делать излишний акцент на русских традициях. Именно такой акцент достаточно часто в последние годы можно встретить. Отчасти этому можно порадоваться, как проявлению возрождающегося патриотизма. Однако надо ясно понимать, что национальный колорит в этом вопросе ничего существенно важного не прибавляет. Этнографически различные национальные культуры базируются на одних и тех же традиционных ценностях. Впрочем, акцент на русской культуре оправдан тем фактом, что именно русский народ создал и вынес на себе всю историю, культуру и государственность России, – именно от него зависит и ее будущее. Не будет русского народа – не будет и России. Это не пустые слова, а вполне реальная перспектива.

А во-вторых, – и в связи с только что сказанным, – следует, видимо, честно признать, что все национальные традиции (и особенно русские) во многом утрачены. Сам тот глубокий всесторонний кризис, который поразил наше Отечество, вызван, прежде всего, этой утратой. Еще правильнее говорить даже не об утрате, о а выкорчевывании традиций народной жизни в течении почти всего периода существования советской власти. На общемировые тенденции модернизации и глобализации в отечественной истории накладывались коммунистические эксперименты: физическое уничтожение лучшей, наиболее здоровой части русского народа и колхозное крепостное право, вытравлявшее из людей крестьянское (христианское) отношение к труду, к земле, к семье, массовое перемещение людей из конца в конец страны, куда партия пошлет, – как под конвоем, так и с важным поручением (ГУЛАГ, ссылки и высылки людей и народов, великие стройки, освоение целины, распределение молодых специалистов, перетасовка руководящих кадров, ликвидация неперспективных деревень, переселение огромных районов, списываемых под затопление гидроэлектростанциями). Свою страшную роль сыграла и война, а послевоенная жизнь продолжила культивирование массовых перемещений не прикрепленных к колхозной земле людей и разрушение устоев народной жизни.

К 80-м годам в нашей стране эти устои удалось разрушить уже в массовом масштабе. Именно к этим годам в массовое молодежное сознание удалось, наконец, вкоренить ту мысль, что они, молодые, – как раз в силу своей молодости – лучше понимают жизнь, а старшее поколение – уже по той одной причине, что оно старшее – устарело. Именно к 80-м годам молодых людей отучили уважать старших, привили им высокомерие и беспочвенность. И именно тут рухнул Советский Союз, – он простоял до тех пор, пока еще живы и действенны были традиционные основы народной жизни.

На сегодняшний день позволительно будет сказать, что традиций у нас уже нет, несмотря на то, что какие-то социальные стандарты поведения в обществе неизбежно и непрерывно складываются. Ведь не всё то традиция, что вошло в привычку. Связь прошлого и будущего с настоящим, связь нашей временной жизни с вечными ценностями – вот смысл традиции. Именно этот смысл важен, а не привычки И пусть даже традиции порушены, – никто не может отнять у нас традиционных ценностей. Опора на эти ценности способна обеспечить и возрождение традиционности жизни, – не со старыми, и не с новыми традициями, а с изначальными, но вечно живыми, рожденными сегодня, но отражающими всегдашние здравые понятия о жизни, живыми традициями.

Традиционные духовные ценности, семейные ценности, прежде всего, являются общим достоянием всех здоровых крепких культур. Материальная и духовная ответственность мужчины за свою семью, его труд и руководство жизнью семьи, материнство и забота о семейном быте для женщины, их взаимная любовь и верность, воспитание детей как первостепенная жизненная задача, уважение детей к своим родителям и к старшим вообще, их ощущение себя продолжателями истории и традиций семьи и народа в целом, – эти традиционные ценности лежат в основе духовно-нравственного здоровья любого народа. Устареть они могут только в случае полного нравственного вырождения человечества.

В ряде вопросов, видимо, стоит акцентировать значимость национальных традиций, особенно это касается русского народа, существенно обезличенного за годы советской власти. В ряде случаев надо подчеркивать важность и незыблемость религиозных традиций, – православия и ислама, прежде всего. Но в вопросе обеспечения духовно-нравственного возрождения России, при разговоре о духовно-нравственном здоровье нашего народа необходимо во главу угла ставить традиционные ценности, являющиеся универсальной основой такого здоровья.

Основой государственной политики, имеющей целью духовно-нравственное оздоровление народа, должна быть ориентация на традиционные ценности, – семейные, трудовые, нравственные, эстетические, патриотические. Задача исследования и концептуализации этих ценностей лежит на философах, культурологах и других представителях гуманитарной мысли.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ЭПОХУ ОТСУТСТВИЯ ТРАДИЦИЙ

Тема традиционных духовных ценностей имеет для нас в России, как, впрочем, и вообще в современном мире, первостепенную важность. Те кризисные и катастрофические тенденции, которые делаются все явственнее в современном мире, имеют своим основанием даже не столько даже конфликт цивилизаций, а упадок западной цивилизации, заменившей ценности традиционного общества ценностями гуманизма и либеральной демократии. Распространение различных видов ксенофобии в европейском и российском обществе есть прямой признак ослабления народного духа. Здоровый и крепкий народ, живущий на своей исконной территории, ксенофобии к чужакам не испытывает, она появляется тогда, когда возникает угроза существованию народа.

Утрата европейской культурой традиционных ценностей является причиной как внутреннего ее ослабления, так и напряженности в отношениях с другими культурами. Когда говорится, например, о силе ислама, как фактора европейской и мировой политики, подразумевается в первую очередь вовсе не особые качества религиозной традиции ислама, а те патриархальные устои жизни, которые сохраняются народами, исповедующими ислам. Эти устои не были чужды и «старой доброй Европе», и «святой Руси». Ныне же эти устои усиленно вымываются из жизни цивилизованного мира, а мусульманские народы в силу многих причин более консервативно удерживают традиционалистскую ориентацию культуры.

Западно-либеральная модель устройства жизни, размывающая традиционные нормы и понятия, воспринимается такой традиционалистской культурой как зараза. Обособление от норм жизни европейской цивилизации и активное противодействие этим нормам, действительно, воспринимается многими как отстаивание святынь и противодействие злу. Зачастую именно это обстоятельство морально оправдывает в глазах традиционалистов даже откровенно преступную деятельность. Землячества создаются как островки «нормальной» жизни в противовес окружающему цивилизованному разврату, а затем делаются базой для преступных формирований по национальному признаку.

Духовному кризису может быть противопоставлено только духовное возрождение. И ответ на вопрос «быть или не быть России» зависит именно от того сумеем мы или нет благие пожелания духовно-нравственного возрождения претворить в реальные позитивные изменения духовного климата. В первую очередь необходимо определить идейные приоритеты и ориентиры движения российского общества к нравственному здоровью. Некоторые моменты в таком идеологическом обосновании нуждаются в прояснении и уточнении.

Представляется, во-первых, неточным делать излишний акцент на русских традициях. Именно такой акцент достаточно часто в последние годы можно встретить. Отчасти этому можно порадоваться, как проявлению возрождающегося патриотизма. Однако надо ясно понимать, что национальный колорит в этом вопросе ничего существенно важного не прибавляет. Этнографически различные национальные культуры базируются на одних и тех же традиционных ценностях. Впрочем, акцент на русской культуре оправдан тем фактом, что именно русский народ создал и вынес на себе всю историю, культуру и государственность России, – именно от него зависит и ее будущее. Не будет русского народа – не будет и России. Это не пустые слова, а вполне реальная перспектива.

А во-вторых, – и в связи с только что сказанным, – следует, видимо, честно признать, что все национальные традиции (и особенно русские) во многом утрачены. Сам тот глубокий всесторонний кризис, который поразил наше Отечество, вызван, прежде всего, этой утратой. Еще правильнее говорить даже не об утрате, о а выкорчевывании традиций народной жизни в течении почти всего периода существования советской власти. На общемировые тенденции модернизации и глобализации в отечественной истории накладывались коммунистические эксперименты: физическое уничтожение лучшей, наиболее здоровой части русского народа и колхозное крепостное право, вытравлявшее из людей крестьянское (христианское) отношение к труду, к земле, к семье, массовое перемещение людей из конца в конец страны, куда партия пошлет, – как под конвоем, так и с важным поручением (ГУЛАГ, ссылки и высылки людей и народов, великие стройки, освоение целины, распределение молодых специалистов, перетасовка руководящих кадров, ликвидация неперспективных деревень, переселение огромных районов, списываемых под затопление гидроэлектростанциями). Свою страшную роль сыграла и война, а послевоенная жизнь продолжила культивирование массовых перемещений не прикрепленных к колхозной земле людей и разрушение устоев народной жизни.

К 80-м годам в нашей стране эти устои удалось разрушить уже в массовом масштабе. Именно к этим годам в массовое молодежное сознание удалось, наконец, вкоренить ту мысль, что они, молодые, – как раз в силу своей молодости – лучше понимают жизнь, а старшее поколение – уже по той одной причине, что оно старшее – устарело. Именно к 80-м годам молодых людей отучили уважать старших, привили им высокомерие и беспочвенность. И именно тут рухнул Советский Союз, – он простоял до тех пор, пока еще живы и действенны были традиционные основы народной жизни.

На сегодняшний день позволительно будет сказать, что традиций у нас уже нет, несмотря на то, что какие-то социальные стандарты поведения в обществе неизбежно и непрерывно складываются. Ведь не всё то традиция, что вошло в привычку. Связь прошлого и будущего с настоящим, связь нашей временной жизни с вечными ценностями – вот смысл традиции. Именно этот смысл важен, а не привычки И пусть даже традиции порушены, – никто не может отнять у нас традиционных ценностей. Опора на эти ценности способна обеспечить и возрождение традиционности жизни, – не со старыми, и не с новыми традициями, а с изначальными, но вечно живыми, рожденными сегодня, но отражающими всегдашние здравые понятия о жизни, живыми традициями.

Традиционные духовные ценности, семейные ценности, прежде всего, являются общим достоянием всех здоровых крепких культур. Материальная и духовная ответственность мужчины за свою семью, его труд и руководство жизнью семьи, материнство и забота о семейном быте для женщины, их взаимная любовь и верность, воспитание детей как первостепенная жизненная задача, уважение детей к своим родителям и к старшим вообще, их ощущение себя продолжателями истории и традиций семьи и народа в целом, – эти традиционные ценности лежат в основе духовно-нравственного здоровья любого народа. Устареть они могут только в случае полного нравственного вырождения человечества.

В ряде вопросов, видимо, стоит акцентировать значимость национальных традиций, особенно это касается русского народа, существенно обезличенного за годы советской власти. В ряде случаев надо подчеркивать важность и незыблемость религиозных традиций, – православия и ислама, прежде всего. Но в вопросе обеспечения духовно-нравственного возрождения России, при разговоре о духовно-нравственном здоровье нашего народа необходимо во главу угла ставить традиционные ценности, являющиеся универсальной основой такого здоровья.

Основой государственной политики, имеющей целью духовно-нравственное оздоровление народа, должна быть ориентация на традиционные ценности, – семейные, трудовые, нравственные, эстетические, патриотические. Задача исследования и концептуализации этих ценностей лежит на философах, культурологах и других представителях гуманитарной мысли.

© a-l-anisin

Сделать бесплатный сайт с uCoz