Понятие инноваций и образовательный процесс

Слова о необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс звучат в последние годы повсеместно. Однако складывается такое впечатление, что настоящего понимания смысла этих слов часто не хватает. Для кого-то инновационные технологии тождественны информационным, а кто-то напирает на то, что новое – это хорошо забытое старое, и под внедрением инновационных технологий понимает возобновление всего того лучшего в образовании, что по каким-то причинам ушло из практики, а кто-то называет инновациями различные эксперименты на живых людях, – преподающих и обучающихся. Дело осложняется тем, что и в руководящих указаниях всех уровней понятие инноваций и производные от него либо не определяются никак, либо под эти определения вполне подпадает и традиционная система образования (см. напр. глоссарий на букву «И» на сайте http://edu.inovat.ru). При этом и об опасности подмены инноваций псевдоинновациями также много говорится на методических форумах различного уровня.

Все это настоятельно ставит задачу прояснения понятия инноваций и его отношения к образовательному процессу. Необходимо, прежде всего, понять, чего же мы хотим, какова цель, каковы задачи, этапы, средства и методы нашего проекта, в чем состоит его конечный смысл. А пока зачастую звучат такие голоса: «Может, спросим у детей: какое образование им нужно?.. Пусть школьники выскажутся, а педагоги попробуют, прежде всего, изменить себя перед тем, как применять псевдоинновации» [1]. Если педагог (детоводитель буквально с греческого) не знает, какое образование нужно детям, то что же об этом скажут дети (которых он должен вести). Этот вопрос должны решать взрослые – родители и педагоги, – решать, безусловно, в интересах детей, решать, возможно, в диалоге с детьми, но все-таки решать и брать на себя ответственность в этом вопросе.

Тема инноваций – одна из центральных в нынешнем проекте модернизации образования. Буквально это слово означает введение, внедрение чего-то нового (in+novum). Для обучаемых образовательный процесс является инновационным по определению: для них это всегда – получение новых знаний, умений и навыков. Речь теперь, видимо, идет о том, чтобы сделать образование инновационным еще и для преподавателей. Опять-таки, хороший преподаватель, даже и школьный учитель во все времена учился всю жизнь, пополняя знания, совершенствуя или даже радикально перестраивая методику преподавания. Нынешняя «инноватизация» образования требует, видимо, чего-то еще большего… При этом речь идет не о количественном наращивании того, что есть или возрождении «хорошо забытого старого». Надо признать, что более радикальная постановка вопроса об инновационных процессах в образовании диктуется самой реальностью современного мира.

В отличие от еще недавнего прошлого, современность демонстрирует нам постоянное появление и быстрое вхождение в жизнь много, чего раньше не было вообще. То, о чем мы впервые услышали двадцать лет назад, сегодня уже безнадежно устарело. То о чем двадцать лет назад даже и не мечтали, потому что в голову не приходило ничего подобного, сегодня является непременным условием нормальной деятельности. Мы сейчас имеем в виду, прежде всего, технические средства. Когда заходит речь об инновационных процессах, прежде всего, обращает на себя внимание эта проблема: необходимость освоения новых технических возможностей. Однако этим не исчерпывается тема освоения принципиальной новизны современной жизни. Развитие современной техники – это не только те новинки, которые мы можем использовать в процессе обучения, это еще и требование более динамичной связи образования и науки, образования и практики. Если раньше нормой был некий зазор – и смысловой, и временной – между получением высшего образования и вхождением в науку, между выпуском специалиста и превращением его в квалифицированного работника, то нынешняя действительность требует другого подхода: идеи и технологии устаревают слишком быстро. Невозможно уже сначала получить знания, навыки, квалификацию, а потом начинать их применять. Все знания и навыки и сама квалификация при таком подходе окажутся заведомо устаревшими. Уже в вузе сам процесс овладения теоретической и практической базой будущей профессии должен предполагать применение и постоянное совершенствование знаний и навыков, постоянное активное обновление профессионального арсенала. В современный профессионализм невозможно войти так, как входят на перроне в вагон поезда, – сначала войти, а потом поехать. Современный профессионализм остановок не делает, чтобы в него «запрыгнуть», нужно начать бежать рядом с ним. Именно в обеспечении такой возможности состоит задача инновационного вуза нового типа.

Помимо тесной связи с отраслевой наукой и практикой инновационное образование предполагает и качественно иной уровень международного сотрудничества. Глобализация – это процесс, затрагивающий не только высшие эшелоны государственной власти и деятельность экономических гигантов, глобализация – это реальность повседневной жизни, отражающаяся на жизни каждого человека. И социальные, и технологические параметры общественной жизни изначально далеких друг от друга обществ все более сближаются. При этом каждое общество проходит свой особый путь к этим глобальным стандартам. Все это делает особо значимым международный обмен опытом, международный опыт – не экзотика, он оказывается реально востребован в современных условиях.

Необходимо отметить и некоторые опасности, которые возникают в связи с проектом инновационного образования. Эти опасности являются, конечно, прямым продолжением всего того ценного, что несет с собою этот проект. Именно новые позитивные перспективы оказываются чреваты также и негативом. Эти опасности необходимо ясно понимать, для того чтобы, насколько это возможно, свести к минимуму их последствия.

Прежде всего, инновационные технологии ориентированы на более глубокую и эффективную профессионализацию человека. Это можно рассматривать как требование времени. Однако замечено уже давно, что «специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». Концепция инновационного образования предполагает гораздо более активную роль обучаемого в своем (само)обучении, предполагает ориентироваться «на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости» [2]. Однако речь в этом случае идет все о том же профессиональном, в конечном счете, одностороннем совершенствовании. Такой упор на профессионализацию грозит тем, что интересы эффективного функционирования общества заслонят собою человека. Человек рискует превратиться в средство, – об этом много говорят уже не первое столетие, и эти слова успели уже приесться, но современная действительность дает все больше оснований для того, чтобы их повторять.

Современное образование вовсе уже, кажется, не направлено к тому, чтобы образовался человек. Нынешнее обучение представляет собой скорее систему натаскивания на специальность, а также дальнейшие курсы повышения квалификации. А современная генная инженерия вплотную уже подошла к тому, чтобы производить людей с заданными способностями… То есть, штамповка нужных винтиков для социальной машины – это уже не какая-то несбыточная фантастика…

На возможные скорые «успехи» медицины мы указали только для прояснения перспектив. А пока речь должна идти о том, чтобы нам, внедряя инновационные технологии в образование, не забыть о том, что, в конечном счете, только ради полноты раскрытия человеческого в человеке и существует вся система образования со всеми инновациями в ней.

 

1. Инновации в образовании. Выступления участников VII Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции. – Центр дистанционного образования «Эйдос». Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс]. – режим удаленного доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm – доступ свободный.

2. Инновационное образование – Глоссарий (буква «И»). – Инновационные технологии в образовании. Концепция «Открытые инновации в сфере ВПО» [Электронный ресурс]. – режим удаленного доступа: http://edu.inovat.ru/ – доступ свободный.

© a-l-anisin

Сделать бесплатный сайт с uCoz