Обзор прессы февраль 2001

Для предлагаемого обзора мы выбрали только один номер газеты «Тюменская правда» – от 3 февраля текущего года. Однако нелишним будет маленькое вступление. Людмила Машинова давно уже вызывает у нас недоумение своим «Народным календарем», в котором, например, Ефрем Сирин может быть назван «Ефремом Ветродуем», где апостол Тимофей именуется «Полузимником», а преподобная Ксения и блаженная Ксения Петербургская делят между собой наименование «Полухлебницы» («Тюменская правда» от 1 февраля). Короче говоря, вроде бы и даты приведены общепринятые, и поговорки народные к этим датам пристегнуты, и по видимости – вроде бы календарь, а по сути – издевательство. Для наших предков такими поговорочками ни духовная жизнь, ни значение этих дней не ограничивались. А «Народный календарь» пытается свести жизнь русских людей к этнографическим картинкам далекого прошлого, свести их православную веру к «посконности, кондовости и домотканности» патриархальной деревни. Православию нет места в современном мире, – такова главная линия этих опусов, исподволь проводимая.

Но вот во взятом нами номере от 3 февраля Людмила Машинова проводит свою линию с еще большей откровенностью в репортаже о «гастролях» по Москве выставки «Сибирские реликвии» («Пусть нас объединит братина»). Москвичи открывают для себя Сибирь, москвичи в восхищении. «Да что там москвичи! – начинает свое повествование вдохновенная журналистка. – Многие ли из вас, дорогие читатели, видели семиголового идола? И что вы знаете о Мирсуснэ-хуме, посреднике между землей и верховным Богом, который ежедневно объезжает землю на крылатом коне, смотрит, как живут люди, в какой помощи нуждаются? В таком случае – спешите увидеть». Взяв таким вот образом крылатого коня за рога, Л. Машинова бодрым галопом уже сообщает нам, что «у нас, как считают специалисты, образовалась наднациональная общность – сибиряки». А значит и жертвенное покрывало, и шаманский бубен – это все мое, родное, это родина моя, всех люблю на свете я. «Ну как не порадоваться, не погордиться…» – пишет журналистка. Особенно приятно погордиться чужим, а слаще всего – ворованным, – добавим мы.

Именно ворованными надо считать многие вещи на выставке. В отличие от шаманских бубнов и покрывал, в отличие от хантыйских кацавеек и исподников, у икон и богослужебных книг, выставленных на обозрение, есть хозяин, и он жив еще, как бы ни хотелось некоторым ревнителям культуры его похоронить. Их хозяин – Церковь. Однако, судя по всему, Церковь и православная русская культура не менее чужды журналистке, чем давно откочевавшие от нас со своими бубнами тунгусы и эвенки. «Достаточно ли мы знаем о старообрядцах, да и вообще о христианстве?» – риторически вопрошает с крылатого и рогатого коня Людмила Машинова и тут же неподдельно восхищается: «А какой глубокой стариной веет, когда рассматриваешь иконы!» Вот так, наверное, по-детски наивно восхищается дебил на рыбалке: «Ах, как забавно пойманный на крючок карась хватает воздух своим покалеченным ртом!» И, как дебил далек от скучной прозы жизни, эстетически наслаждаясь рассматриванием рыбы на песке, так порою бесконечно далеки от прозы жизни музейные работники вкупе с некоторыми журналистами. Использовать иконы в храмовом богослужении, – фу, как пошло, какой вульгарный примитив! То ли дело – поместить ее в экспозицию рядом с какой-нибудь языческою елдой, – какой тонкий диалог культур сразу наклевывается! А если рядом положить еще рукописный Коран XVII века, то в упоении широтою собственной души можно уже и скептическую фразу себе позволить относительно подлинности мусульманских и христианских реликвий. Причем так ее походя ввернуть, что вроде и не сказал ничего определенного, но дополнительную широту взгляда продемонстрировал.

После всего этого уже естественно, что основанием для объединения избирается не Истина (фу, как нудно!), и не Добро (фу, как скучно!), и даже не Красота (фу, как банально!), а любимая братина с бражкою. Надо только сдать в музей все наши консервативные различия народов, культур и религий, и залить все это огненной водой «из общей чаши нашей сибирской истории», и слиться в экстазе «наднациональной общности – сибиряки». Конечно, проще всего требовать и демонстрировать уважение, теряя лицо во всеобщей попойке: «Ты меня уважаешь? Я тебя уважаю! А он нас уважает?» Но, на наш вкус, чтобы с обоюдной пользой и действительным уважением вести диалог (культур в том числе), надо, прежде всего, иметь и сохранять свое лицо, а разговаривая с дикарем, не опускаться на его уровень, а поднимать до своего.

Перевернем страницу и послушаем дифирамбы, которые поет старообрядцам Тодор Воинский («Старообрядцы выжили, потому что отгородились от остального мира»). Как отмечает автор в начале статьи, «даже музейные работники нередко побаивались ехать к старообрядцам». Ну надо же! Профессионалы-гуманисты, виртуозы духовных винегретов, о которых шла речь выше, побаивались-таки идти к старообрядцам со своей сивухой «общечеловеческих ценностей наднациональной общности сибиряков». Зря боялись, как выясняется! «Закупили ткань, глубокие калоши и другие необходимые в деревне вещи», – и взялись за натуральный обмен. Причем, что кажется неожиданным, старообрядцы отнеслись к музейному делу с большим сочувствием. «Иконы Николая Чудотворца, Богоматери, самого Христа – Господа Вседержителя, молельные подушечки, лестовки. (…) Самым дорогим пожертвовали, не поскупились», – с гордостью за староверов сообщает автор. И то правда – за глубокие-то калоши и икону отдать не жалко! Ситуация выглядит для несведущего человека очень странно: люди, «отгородившиеся от остального мира» по причине своей религиозной горячности, люди, которые после чужака по 40 ведер «оскверненной» воды из колодца выхлестывают, а кружку, ему поданную, сжигают, эти вот «верные древним церковным традициям» люди меняют свои святыни на ткань и глубокие калоши. Как же так? А ларчик просто открывался. Как же им не отнестись с пониманием к музейному делу, когда сами они и есть музей под открытым небом.

Отколовшись в свое время от Матери-Церкви с воплями о приходе Антихриста, эти люди за 400 с лишним лет почти полностью выхолостили у себя христианство, зато понабрались дремучего язычества. И особенно это относится к так называемым «беспоповцам», каковыми являются воспеваемые Т. Воинским «наши приисетские староверы». «Поповщина», то есть та ветвь старообрядчества, которая хоть как-то сохранила у себя священство (вопрос о благодатности этого священства требует, правда, отдельного разговора), осталась еще в какой-то мере христианством, и наиболее духовно здоровая ее часть примирилась уже с Русской Православной Церковью. А вот «беспоповщина», распавшись уже в XVII-XVIII веках на множество «толков» и «согласий», стало рассадником полуязыческих харизматических сект. Единственным общим, что сохранило старообрядчество из глубины веков до наших дней, является отвержение «официальной» Церкви и тупой культ старины, обожествление обряда. Всякий обряд является человеческим установлением, и, таким образом, по сути своей «староверие» – это идолопоклонство, о котором говорит Спаситель: «Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3). Ибо сказано: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), а раскольники в угоду собственной гордыне решили, что Церковь пала и сделалась прибежищем антихриста, и только они – «малое стадо» без Церкви и попов – хранят теперь истинную веру. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), а раскольники говорят, что можно и без причастия прожить. Старообрядцы мелочно пестуют свой старый обряд «и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру – сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23:23). Подводя итог – «хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш и делаете многое другое, сему подобное» (Мк. 7:6-8). Только где же борзописцу Воинскому все это уразуметь, когда даже его «научный руководитель», заведующая отделом научно-просветительской работы областного краеведческого музея Галина Александровна Королева разъясняет: «Староверов, как известно, с давних пор считают раскольниками. На самом же деле они были противниками никоновских нововведений и не совершали никакого раскола – они просто остались верны древним церковным традициям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви». Ну, что тут сказать? Хорошо бы, дорогая Галина Александровна, прежде чем «научно-просветительски» высказываться на эту тему, прочитать хотя бы пару книг по церковной истории более серьезных, чем «Настольная книга атеиста», откуда Вы, видимо, и начерпали свои знания. Впрочем, такое умиление старообрядцами является не только плодом невежества, ведь, как уже сказано, старообрядчество само, мягко говоря, – музей (чтоб не сказать – испорченные консервы): от мира отгородились, не суются в современную жизнь, да еще святыни свои покладисто на глубокие калоши меняют, – как приятно иметь с ними дело. Так и читается между строк мечта деятелей культуры: вот если бы и Церковь отгородилась от мира, от жизни, превратилась бы в заповедник, чтобы ее как историческую ветошь можно было бы посыпать нафталином, положить на полочку по стекло, табличку с научным описанием повесить и плакат «Руками не трогать!», и иностранцам показывать (желательно за валюту). Так нет же, не хочет вредное Православие в духовную и физическую резервацию уходить, суется всюду, живет-расцветает, общественный вес имеет-наращивает.

Но оставим, наконец, музейщиков в покое – пусть мертвые погребают своих мертвецов. Есть в номере «Тюменской правды» от 3 февраля и последняя полоса, а на ней перепечатка из «Российской газеты» «Во Вселенной мы не одиноки» некоего Альберта Валентинова. Давно уже ясно, что все разговоры про инопланетян порождены одним мировоззренческим настроем: во что бы ни верить, лишь бы не верить. Академик Николай Семенович Кардышев верит в скорый контакт с инопланетным разумом, причем, как выясняется из статьи, ренальных оснований для такой надежды у него никаких. О том, что «прорыв произойдет в ближайшие годы», по его словам, «свидетельствуют нынешние направления исследований». Остается смиренно напомнить уважаемому академику, что свидетельствовать о грядущем успехе могут не направления, а только результаты исследований. Он ссылается на некие «теоретические модели мироздания», но опять-таки разнообразных моделей можно придумать сколько угодно и обосновать ими все, что угодно. «Большую надежду несет международный проект о строительстве в ряде стран новых гигантских обсерваторий, как в радио-, так и в оптических диапазонах… Мы надеемся напрямую увидеть планеты земного типа в других солнечных системах», – сообщает нам академик, забывая уточнить, что на деле до сих пор НИ У ОДНОЙ звезды планетных систем НЕ обнаружено, и все разговоры о «других солнечных системах» – это тоже лишь «теоретические модели», не более того. В чем же смысл этих с позволения сказать «моделей»? А в том, что думать о настоящей жизни, о своей душе, о смысле своей жизни и своей смерти, верить в Бога и молиться, бороться с грехом в себе и блюсти духовную трезвость, – все это устаревшая и ретроградная жизненная позиция. Это немодно. Нынче надо думать о большом спорте и большой политике, о гороскопах, экстрасенсах и прочей хиромантии, и, конечно, об инопланетянах, которые то ли вот-вот дадут о себе знать, то ли уже рассекают у нас на своих летающих блюдечках и нас изучают. Причем, опять-таки, давно замечено, что при разговоре об инопланетянах у большинства людей начисто перемыкает элементарный рассудок. Если сказать таким: «Человек сотворен Богом», – у них уже готов нелепый вопрос: «А откуда Бог взялся?». Если же говорится, что людей на Землю высадили инопланетяне для каких-то своих невразумительных экспериментов, то это проглатывается за милую душу, и никого не смущает, что инопланетяне, в отличие от Бога – абсолютного, вечного, безначального и бесконечного Бытия, явно должны откуда-то взяться. Так нет же, олигофренический бред «откуда взялся Бог» вполне сходит за верх глубокомыслия, а вот задать естественный вопрос, откуда появились инопланетные экспериментаторы – слабо. То есть, конечно, предполагается, что жизнь сама собой зарождается и совершенствуется, и достигает разумных форм, которые тоже совершенствуются все более и более. Однако, вера в то, что эволюция от простого к сложному, как ступа с Бабою-Ягой идет, бредет сама собой, совершенно антинаучна. Она противоречит как фундаментальным принципам мироздания (второе начало термодинамики, утверждающее в конечном счете неуклонный рост энтропии), так и очевидным фактам: за всю свою историю человек нисколько не изменился по своим духовным способностям – ни интеллектуально, ни нравственно, ни религиозно, ни творчески он не стал сильнее. Представление о том, что люди прошлого были примитивнее нас, – совершенно беспочвенный предрассудок. Рост знаний и умений человека налицо, а вот роста его способностей не наблюдается никакого. И тысячу, и две, и три, и десять, и сто тысяч лет назад человек был не менее духовно полон (и не менее в массе своей духовно поврежден), чем сейчас, и это неоспоримый факт. О более древнем человечестве мы имеем недостаточно сведений, чтобы это наше знание было достоверным, но ВСЕ, что мы знаем, указывает именно на все ту же духовную полноту. Но людям, верящим в инопланетян, не слышны ссылки на научные факты и здравый смысл, – с дьявольским упрямством и чуть выпученными глазами они стоят на своем вопреки всему. Бог им судья. Будем заканчивать наш обзор. Но на прощание еще несколько слов.

А вот «Тюменская правда» от 16 февраля обращается к темам околодуховной жизни уже по-иному. Статья А. Кудрявцевой «Может ли «сатанинское» число 666 погубить человека?» со ссылкой на «Сибирскую православную газету» пересказывает опубликованное нами в прошлом  номере выступление митрополита Кирилла (Гундяева) о проблеме ИНН. Пересказ вполне корректный и достаточно полный. Мы приносим искреннюю благодарность автору и газете за верное освещение православной позиции: все-таки к нашим 11 тысячам тиража еще 15 тысяч, – больше людей будут проинформированы. Упоминаем же мы об этой публикации главным образом по другой причине. На наш взгляд, давно уже пора перестать мутить воду вокруг ИНН. Первая, хотя и не главная опасность заключается в том, что Православие постепенно делается посмешищем для людей нецерковных. Создается впечатление, что православные, действительно, просто суеверные люди, опасающиеся, что какое-то число, невзначай ими принятое, их может погубить. Конечно, насмешки и поношения от неверующих – не самая большая беда, более того, в какой-то мере есть неизбежное следствие правильной христианской жизни. Но дискредитация Православия – это страшный грех, грех допускать, чтобы из-за нас поносилось Имя Христово, чтобы нам укором были апостольские слова: «Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). А вторая и даже гораздо более страшная опасность состоит в нагнетании апокалиптических страстей внутри Церкви. Когда-то призрак антихриста, увиденный горячими, но неграмотными людьми в исправлении обрядов и богослужебных книг, инициировал старообрядческий раскол. Ныне мы можем стать виновниками того, что некоторая экзальтированная часть верующих увидит этот призрак в штрих-кодах и ИНН, и раскол повторится, – такой же по масштабам и по сути раскол, но в наше время с новым историческим антуражем. Поэтому-то так важно прислушаться к призывам патриарха и Священного Синода: надо требовать от властей «уважать чувства верующих», но при этом самим обязательно «хранить христианское трезвомыслие». К сожалению, в «Независимой газете» от 17 февраля 2001 г. опять читаем статью Марии Бутырской «В Москве протестуют против ИНН», где упоминается и некое движение «За право жить без ИНН», и отмечается, что митингуют «в основном прихожане православных церквей Москвы». Христианское трезвомыслие, видимо, в наше время уже роскошь…

Не на высматривание замаскированных врагов и скрытых опасностей должно православному христианину обращать главное внимание, а на выстраивание своей духовной жизни. А вот уже то, что мешает этой духовной жизни, вредит ей, – это и есть наши враги, искушения и опасности. Мне кажется, что духовной жизни многих людей сильно вредит болезненное внимание ко всевозможным «тайным знакам» и «знамениям конца», благодаря чему в их жизни размышления об антихристе занимают больше места, чем мысли о Христе.

И еще несколько слов о газете, которую поначалу мы не хотели трогать – некоторые вещи лучше не трогать, воздух свежее будет. Но если гадят в святом месте, то, все-таки, неприятное дело уборки должно быть исполнено. Речь пойдет о статье А.Г. Ушакова в 8-ом номере «Трудовой Тюмени» за текущий год. Опус называется (прости, Господи, нас, грешных!) «Хлысталов смывает кровь с Царя Кровавого и попа Гапона», и посвящен он «опровержению» статьи Эдуарда Хлысталова в «Тюмени литературной». Статью г. Хлысталова мы не имели возможности прочитать, однако по ругани т. Ушакова можно понять, что критикуемый автор является «заслуженным работником МВД» и «более 20 лет работал в архивах Департамента полиции, спецхранах библиотек». И то, что г. Хлысталов в этих спецхранах и архивах наработал, как, опять-таки, следует из брани т. Ушакова, вполне совпадает с теми сведениями, которые мы уже встречали ранее в таких, например, изданиях, как официальный журнал МВД «Милиция». А именно: отец Георгий Гапон, действительно, не был провокатором, хотя и сотрудничал с Охранным отделением, он, действительно, пытался создать неполитические рабочие организации и притом имел среди рабочих немалый авторитет. «Сделало» же его провокатором само Охранное отделение для того, чтобы отвести подозрения от настоящего и очень нужного провокатора – Евно Азефа. Однако, т. Ушакову нет дела до исследований заслуженных работников МВД, – что ему их 20 лет, проведенные в спецхранах, когда есть «поп Гапон, известный любому советскому школьнику как провокатор», что ему «Тюмень Литературная», когда есть великий литературный шедевр XX века – трилогия «Малая земля – Возрождение – Целина», что ему до современной исторической науки, когда есть советские учебники истории, есть «Краткий курс ВКП(б)». Чего вообще можно ждать от журналюшки, который берет эпиграфом слова: «Не надеешься выполнить свои обязанности добросовестно – поступай в монахи! Козьма Прутков», когда любой грамотный человек, даже советский школьник, может прочитать у Козьмы Пруткова: «Не поступай в монахи, если не надеешься выполнить свои обязанности добросовестно» (Плоды раздумья, не включавшиеся в собрание сочинений Козьмы Пруткова, Мысли и афоризмы, №37). Комментарии излишни. Как, впрочем, излишни комментарии и к той карикатуре на патриарха Алексии II, которой т. Ушакову вздумалось проиллюстрировать свой материал. Связь между текстом и этим рисунком лишь в том, что оба порождены полным нравственным одичанием.

Нам остается только еще раз повторить: «Прости им, Господи, не ведают, что творят!» Грешно ругать больного человека или смеяться над ним, а объяснить т. Ушакову, в какое дерьмо он вляпался, видимо, не получится, не поймет он слов человеческих. Пусть Бог его вразумит!

© a-l-anisin

Сделать бесплатный сайт с uCoz