СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ

 

Абсолют – философское и религиозное понятие, обозначающее безусловное, безначальное и бесконечное, вечное начало и средоточие всего существующего, противоположное относительному, временному, ограниченному бытию. См. также Бог.

Автокефалия – (буквально – самовозглавление) самостоятельность, самоуправляемость той или иной Поместной православной Церкви. В современном мире насчитывается 15 автокефальных Православных Церквей (в традиционном порядке: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Чехословацкая, Американская, Албанская). Численность Русской Православной Церкви значительно превышает численность всех остальных вместе взятых.

Агностицизм – одна из мировоззренческих тенденций, а также философское учение, отрицающее возможность истинного познания. Агностики считают, что нет достаточных оснований для веры или неверия в любую высшую реальность. Они не отрицают существования Бога, но отвергают возможность познания Бога: «нельзя сказать ни да, ни нет».

Ад – царство мертвых, преисподняя. Согласно Библии, до Страшного Суда ад служит пространством для мертвых, а после Страшного Суда – тем «местом вне Бога», где обрекут себя на беспросветную вечность («вечную смерть») отвергнувшие Бога нераскаянные грешники.

Анахорет – монах-отшельник, пустынник. См. монашество.

Ангелы – посланники Бога. Монотеистические религии рассматривают ангелов как бесплотные личности, сотворенные Богом, и подразделяют на различные категории в соответствии с исполняемыми функциями. Признается также разделение ангелов на добрых и злых, то есть верных Богу и отпавших от Него.

Анимизм – вера в духи и души. Антрополог Э. Тайлор предложил рассматривать анимизм как минимум определения религии и первичный исток ее происхождения. Предложенная Тайлором анимистическая теория происхождения религии к настоящему времени признана несостоятельной.

Антиномизм – принцип и метод религиозно-философского познания и (или) изложения полученных выводов, основанный на широком использовании парадоксов, противоречий между одинаково доказуемыми суждениями.

Антропный принцип – понятие, отражающее тот факт, что физические константы Вселенной точно сбалансированы; если бы их значения были несколько иными, то органическая жизнь была бы невозможна.

Антропоморфизм – приписывание человеческих свойств явлениям неживой и живой природы, а также уподобление мира духов миру человека.

Антропософия – учение А.Р. Штайнера и его последователей об особых оккультно-мистических методах обретения человеком мудрости и могущества. Это учение, выделившееся из теософии, во главу угла ставит не Бога, а человека.

Антропоцентризм – вера в то, что человеческий род сотворен для того, чтобы править миром и быть средоточием Вселенной. Это воззрение наиболее характерно для авраамических религий. Антропный принцип, сформулировванный в современной физике косвенно подтверждает идею антропоцентризма.

Апокалипсис – буквально с греческого: «откровение». Апокалипсисами назывались популярные в древности мистически-пророческие тексты. Наиболее известен Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова, включенный христианской Церковью в канон Нового Завета. В этом Откровении говорится в образно-мистической форме о всей мировой истории и о ее конце, благодаря чему слово «апокалипсис» стало в обыденной речи ассоциироваться с темой конца света, с эсхатологией.

Апостол – в первом значении апостолами называют учеников Иисуса Христа, избранных Им Самим («Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15: 16)). Различают ближайший круг апостолов из 12 человек (трое из которых были особо выделены), и более широкий круг – 70 апостолов, также посланных на проповедь. Во втором значении Апостолом называется одна из богослужебных книг, из которой читаются на богослужениях отрывки из Деяний и Посланий апостолов (см. об этом также Новый Завет).

Апофатическое богословие – способ построения богословской мысли, при котором знание о Боге выражается через отрицание всех образов и понятий человеческого разума, поскольку они несоизмеримы с Сущностью Божества. Апофатическое богословие сочетается с катафатическим.

Архиерей – главный иерархический сан в христианской Церкви. Архиерей является полноправным преемником апостолов, ему принадлежит власть посвящать, рукополагать всех священнослужителей и церковнослужителей (см. Священство). Исторически первое наименование архиереев – епископ. Затем возникли наименования архиепископа и митрополита, то есть первенствующего епископа или архиерея крупного города, митрополии. В настоящее время эти наименования имеют значение почетных титулов. Некоторым архиереям, главам Поместных Церквей усвоен титул патриарха. Таким образом, епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи, – все это одна и та же архиерейская степень священства, но с разными титулами. Епископа рукополагают не меньше чем двое или трое архиереев.

Аскетизм религиозный – подвиг подчинения плоти духу, сосредоточение жизни на высших духовных ценностях. Аскетизм сопряжен с существенным ограничением чувственных желаний и материальных потребностей. Многие религии призывают верующих к аскетическому образу жизни. Принцип аскетизма наиболее ярко выражен в монашестве.

Атеизм – отвержение веры в Бога как в личность, а также веры в любых иных богов, сверхъестественные силы или в бестелесные духовные существа. Эта позиция может иметь философский, естественно-научный либо историко-научный характер. Вместе с тем атеистическая концепция во многом аналогична по своему понятийному составу и образу мышления тому религиозному мировоззрению, которое она подвергает критике, вторична по отношении к нему.

Аят – буквально с арабского: «знамение», – аятом называется строка, стих в составе Корана. См. также Сура.

Библия – буквально с греческого: «книги», мн. число, – совокупность книг христианского Священного Писания. Библия состоит из двух частей. Дохристианская часть ее называется Ветхий Завет Христианское Откровение отражено в Новом завете. Книги Библии писались в течение полутора тысяч лет людьми очень различного социального статуса, в разным исторических и культурных условиях, однако все они обнаруживают удивительное духовное единство. Христиане считают тексты Библии боговдохновенными, то есть написанными по вдохновению Духа Святого. При этом дух человеческий, становясь орудием сообщения Божественного Откровения, сохраняет и деятельно проявляет все свои силы и способности.

Благодать – христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому благодать можно также определить как силу Святого Духа, даруемую людям для обретения ими спасения во Христе.

Бог – абсолютная Личность, полнота бытия, Творец мироздания, верховное Существо, стоящее выше всех индивидуальных «Я» и свободное от всех недостатков. Бог – это совершенное, вечное, вездесущее, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. Бытие Бога сверхпространственно и вневременно.

Боговоплощение – догмат христианства, согласно которому для спасения человека от страстности, тленности и смертности потребовалось принятие Богом на Себя поврежденной грехом человеческой природы. Боговоплощение совершилось через Пресвятую Деву Марию. Вера в Боговоплощение означает и веру в Богочеловечество Христа.

Богоподобие – человек, по учению христианства есть «образ и подобие Бога». Образ Божий дан человеку изначально и он неуничтожим в человеке, а подобие Богу, богоподобие является для человека задачей, целью, к которой человек должен придти через свободное служение Богу. Грехопадение помрачило в человеке образ Божий и сделало невозможным достижение богоподобия собственными силами человека (см. Грех).

Богословие (теология) – методологическая проработка истин божественного откровения разумом, освещенным верой, а также рационально-систематическое изложение, истолкование и защита религиозного учения об абсолютной реальности, а также соответствующее обоснование правил и норм жизни верующих и духовенства.

Богослужение – совокупность священных действий и обрядов, через которые обнаруживается вовне и укрепляется религиозная вера и благоговейные чувства. Богослужение раскрывает и осуществляет отношения Бога к человеку и человека к Богу. Составляя существенную часть всякой религии, оно отражает внутреннее содержание самой веры и религиозное настроение души. Христианское богослужение имеет центром литургию.

Богочеловечество – понятие, указывающее на то, что в Иисусе Христе присутствуют две природы: Божественная и человеческая. То, как соединены эти две природы стало предметом так называемых христологических споров (V – VII века) По определению Халкидонского Собора Божество и человечество (два естества) соединены во Христе «неслитно, непреложно, нераздельно, неразлучно». «Неслитно» – Бог и человек не сливаются во Христе в что-то одно. «Непреложно» – Бог не превратился в человека, человек не превратился в Бога, эти две природы сохраняют все свои качества, остаются сами собой. «Нераздельно» – между Богом и человеком во Христе невозможно провести границу, нельзя сказать, что вот здесь (в каком-то поступке, слове, переживании) Он – только Бог и не человек, а вот там-то – только человек и не Бог. «Неразлучно» – Бог и человек во Христе соединены навечно, эти две природу никогда уже не покинут одна другую. По вере христианской, Христос не только во время Своей земной жизни был Богочеловеком, но и ныне и навсегда в Божественной вечности есть Богочеловек, Христом человеческая природа введена внутрь Триединого Бога (см. Троица).

Валеология – неоязыческое оккультное учение, автором которого является Толгат Акбашев. Другие названия: «Ассоциация Колыбель Сибири», «Педагогика эволюции жизни». Оккультный характер валеологии ясно просматривается, например, в «теории рас», которая является атрибутом многих оккультных религиозных учений, таких как теософия, антропософия, «живая этика» (см. о них). Акбашев говорит о грядущем царстве людей, обладающих паранормальными оккультными способностями, причем установлению этого царства, по словам Акбашева, будет предшествовать война, в которой все, не приемлющие идеи оккультизма, будут истреблены. «Сверхчеловеки шестой расы» должны обладать целым набором качеств, развитие которых и декларирует целью своих семинаров Акбашев. Он ставит своими целями открытие у слушателей «третьего глаза», развитие ясновидения, телепатии и телекинеза, способностей целительства. Акбашев представляется «посланником Бога» или «учеником Иисуса», кощунственно называя при этом своих учеников также «иисусами».

Веды – Священное Писание индуизма, священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Существует четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Текст Вед воспринимается индуистами как шрути, «услышанное».

Вера – состояние сознания, соответствующее обладанию истиной: 1) в специфически религиозном смысле – обретение непосредственной связи с объективным духовным миром в форме непосредственного пребывания души в том или ином вездесущем духе; эта вера есть духовное влечение души к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение трансцендентальных сущностей и (или) субстанциальных связей. 2) в общем психологическом смысле – основанное на доверии принятие тех или иных сведений; эта вера есть вера, ориентированная на тварный и качественно разнообразный мир способность души относительно непосредственно (без достаточного основания) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания.

Ветхий Завет – древнееврейское Священное Писание, ставшее частью христианской Библии (о месте этих книг в рамках древнееврейской религии и современного иудаизма см. иудаизм). Ветхий Завет содержит повествование о творении мира и начале земной истории, об истории еврейского народа, произведенного Богом для того, чтобы в этом народе родился Мессия, о религиозном законе, данном от Бога еврейскому народу для воспитания его в послушании, а также различные пророчества о грядущем рождении Мессии. Ветхий Завет содержит 39 канонических и 11 неканонических книг. Неканонические книги называются так потому, что, будучи написаны незадолго до Рождества Христова, они не успели войти в еврейский канон Священных Книг, но они всегда почитались как полезные и назидательные.

Ветхий человек – библейский новозаветный термин, обозначающий внутреннюю греховную сущность человека. Ветхой человечности противостоит «новый Адам», Христос, в Котором человеческая природа исцелена от повреждения грехом.

Вечность – вневременность абсолютного существа, содержащего в себе сразу, нераздельно и постоянно всю полноту своего бытия, «абсолютное настоящее» (Гегель), всегдашнее и непреходящее бытие, в религиозном учении также – бессмертие, будущая загробная духовная жизнь. Вечность противоположна времени.

Воскресение Христово – главный догмат христианской веры. Воскресением Христа совершилось, согласно христианству, восстановление целостности поврежденной грехом природы человека и преодоление смерти, – открыта возможность для каждого человека получить это исцеление и вечную жизнь. Значимость этого события такова, что апостол Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15: 17)

Вселенский Собор – собрание представителей всех христианских Церквей всего мира для решения вероучительных и церковно-канонических вопросов. Первый Вселенский Собор был созван императором Константином в 325 году, а последний, Седьмой – в 787 году. Вселенские Соборы отвергли неудачные попытки выразить церковную христианскую веру (ереси – см.) и выработали христианскую догматику. Поводом для созыва Вселенских Соборов послужили сначала тринитарные споры (см. Троица), потом христологические (см. Боговоплощение, Богочеловечество), некоторые пережитки гностических учений (см. Гностицизм) и иконоборческие движения (см. Икона, иконопочитание). Кроме того, Вселенские Соборы, как и множество частных Поместных Соборов сформулировали каноны, составившие основу церковного права.

Генотеизм – переплетение политеизма и монотеизма. Эта вера допускает существование множества богов, но вместе с тем сосредоточивается на почитании избранного бога.

Герменевтика – искусство изъяснения, техника толкования древних текстов. Высшей целью герменевтики является достижение понимания древнего автора так, как его понимали современники.

Гилозоизм – древнее учение, согласно которому вся материя жива, одушевлена, способна ощущать и мыслить. Ныне интерес к гилозоизму снова пробуждается на фоне активизации пантеизма.

Гностицизм – еретическое религиозно-философское движение поздней античности, притязавшее на знание особого тайного смысла Библии, а также на синтез иудаизма, зороастризма, религий Вавилона и Египта. Гностицизм исходил из эзотерического дуализма добра и зла, света и тьмы, материи и духа. Гностики верили, что связь между Богом и материальным миром осуществляют промежуточные эоны, а высшим эоном является Иисус Христос.

Гомилетика – часть пастырского богословия, излагающая принципы церковного проповедничества. Ее исходными пунктами являются, помимо правил риторики, понятие о существе церкви и церковного учительства.

Грех – одно из важнейших понятий религиозного сознания, характеризующее состояние человека после отпадения от Бога. Необходимо различать три смысла этого понятия: 1) грех личный, который есть моральное зло, беззаконие, намеренное нарушение человеком воли Бога, отступление от заповедей и закона Божия; 2) грех родовой, который есть некая дурная наследственность, врожденная склонность к тем или иным грехам, являющаяся следствием дурной жизни предков человека; 3) грех первородный, который есть следствие самого первого греха первых людей, это есть испорченность человеческой природы, состоящая в страстности, тленности и смертности человека. Виновен человек и отвечает он только за личные грехи. Родовые грехи и первородный грех не являются виной человека, они есть его беда. Родовые грехи человек способен в некоторой степени ослабить и исцелить через личное покаяние, если же он потакает этим родовым грехам, они делаются его личной греховностью, за которую он несет полную ответственность. Первородный грех, по вере христианской, совершенно непреодолим человеческими силами. Страстность (утрата внутренней цельности, подверженность разрушающим страстям), тленность (подверженность страданиям и разложению) и смертность человека, составляющие суть первородного греха преодолеваются, исцеляются только во Христе. Соединяясь со Христом, человек обретает спасение от первородного греха.

Гуру, гуруизм – в восточной религиозной традиции гуру это учитель, беспрекословное и совершенное подчинение которому является необходимым условием духовной жизни. Гуруизм, учение о божественной непререкаемой власти наставника является одной из основных черт тоталитарных сект.

Деизм – рационалистическое учение, возникшее в эпоху Просвещения (18-ый век), согласно которому Бог, сотворив мир и дав ему первотолчок, в дальнейшем не принимает в нем более никакого участия, не вмешивается в ход физических законов и в дела людей. Постепенно деизм склоняется к тому, что Бог есть безличный трансцендентный разум, а затем эта линия рассуждений привела к развитию атеизма.

Деноминация – промежуточная между церковью и сектой религиозная группа. Деноминация не претендует на статус лидирующей или государственной церкви. В ней признается принцип равенства всех членов и выборности руководящего состава, но, тем не менее, в ней есть элита лидеров, как правило, постоянных. Деноминация не стремится изолироваться от мира, хотя придерживается идеи избранности своих членов и принципа постоянного и контролируемого членства. Ей присуща четкая организация по горизонтали и вертикали. Деноминация способна превращаться в церковь, от нее также отделяются секты.

Джихад – буквально с арабского «усердие, ревность». Одна из первых и самых важных заповедей ислама, иногда рассматриваемая как шестой столп ислама (см. столпы ислама). Джихад в духовном смысле означает борьбу с собственными грехами. На социальном уровне джихад, как правило, выступает в форме военных действий, направленных на борьбу против язычников, посягающих на мусульманскую веру или противящихся учению ислама, а также против тирании и несправедливости. Джихад является не личной обязанностью мусульманина, а обязанностью общины, и поэтому объявить джихад имеет право только общепризнанный духовный лидер.

Дианетика, сайентология, саентология – тоталитарная секта, основанная Роном Хаббардом. После войны Второй мировой войны Хаббард принимал активное участие в деятельности одной из сатанистских сект основателем которой был известный сатанист Алистер Кроули, у которого Хаббард во многом перенял идеи построения своей псевдорелигиозной системы. Сын Хаббарда свидетельствовал, что большую часть «научных откровений» его отец творил в наркотическом опьянении. Книга Хаббарда «Дианетика – современная наука душевного здоровья» содержит сведения из области психологии, смешанные с информацией из книг по оккультизму и магии, а «инграммы» (engramme), главное понятие в саентологии, на деле являются псевдонаучной версией древних представлений о карме. Источниками саентологического учения являются: дешевая научная фантастика; надерганные из научно-популярной литературы идеи современной Хаббарду психологии (сейчас уже порядком устаревшие); учения необуддизма и неоиндуизма, упрощенные мэтрами европейской теософии; оккультизм (магия и сатанизм), в частности, труды небезызвестного сатаниста Алистера Кроули, наследники которого неоднократно обвиняли Хаббарда в плагиате; не менее ярким свидетельством является и символика саентологии: перечеркнутый крест, тринадцатилистники и т.д.

Догмат, догматика – догматом (ударение на первом слоге) называется основное положение религиозного вероучения, отрицание которого равнозначно отказу от данной религиозной веры. В отличие от второстепенных вопросов, по которым возможно иметь разногласия и вести дискуссии, оставаясь в границах данной религии, догматическое определение очерчивает эти самые границы. Вопросы, по которым существуют догматическое определения таковы, что какое-либо иное решение этого вопроса означает выход за границы данной религиозной традиции, означает другую веру. Количество догматов в религиях, как правило, очень невелико, хотя при этом вероучение может быть очень обширным и подробным, включая в себя богословские исследования, обобщение духовного опыта, народные обычаи и т.п. Развитое догматическое учение существует только в христианстве (см. об этом Вселенский Собор и связанные с этой статьей слова). Говоря о «догматике» других религий можно иметь в виду тот вероучительный минимум, который составляет общее ядро всех разновидностей той или иной религии. Так, например, определенный «догматический минимум» ислама излагается в его «первом столпе» (см. столпы ислама). «Догматика буддизма» исчерпывается «четырьмя благородными истинами», а остальное его содержание, различное в разных версиях буддизма, можно отнести к мифологии и практическим советам.

Доктрина – авторитетное учение, признаваемое членами церкви как основа веры и жизни. Помимо догматов, составляющих неизменяемое ядро вероучения, доктрина той или иной церкви содержит выработанные мнения по основным нравственным, социальным, культурным, политическим вопросам.

Дух – 1) с религиозно-философской точки зрения различают, во-первых, Дух Божественный, который есть одно из Лиц Троицы, Бог-Творец («Бог есть Дух» (Ин. 4: 24)), во-вторых, дух, как высшую часть природы человека, являющую человека, как «образ и подобие Божие», кроме того, в-третьих, духами именуют ангелов и демонов, то есть сверхъестественные нематериальные существа, определившиеся в служении Богу или в сопротивлении Ему, – в этом последнем смысле выделяют иерархию духов добра и зла; 2) материалисты обычно понимают под духом высший продукт деятельности головного мозга человека – мышление.

Духовность – 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность, наполненность духом творчества; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека. В богословском смысле духовность есть устремленность души человека к духовным ценностям, к духовной жизни, – связь души с духом; бездуховность – прерывание связи души с духом, обращение сил души на обслуживание потребностей тела.

Душа – нематериальная жизненная сила, вложенная Богом в человека. Душа оживотворяет тело, одухотворяет его, без нее тело мертво. Душа имеется и у растений и у животных, но эти души целиком связаны с физиологическими функциями организма, а потому они кончаются вместе со смертью тела и не способны к духовной жизни. Душа человека, в отличие от растительной и животной души, по мнению практически всех религий причастна вечности, жизнь ее не исчерпывается этим физическим миром. В этом смысле душа человека именуется духом. Встречается трихотомическое деление природы человека на тело, душу и дух, используется также дихотомическое деление на тело и душу, но в этом последнем случае в составе души выделяют низшие ее способности, аналогичные животной душе, и высшие способности души, именуемые духом.

Дхарма – 1) учение Будды; 2) понятие буддизма, обозначающее психофизические элементы жизнедеятельности человека. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, то есть находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. В буддизме, таким образом, происходит отрицание души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого «я» с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, так называемых скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание.

Дьявол – буквально с греческого «клеветник, противник», – главный противник Бога, предводитель злых сил, враг человеческого рода. По учению монотеистических религий дьявол изначально сотворен добрым и являлся одним их самых высших ангелов, но затем, возгордившись и возомнив о себе, противопоставил себя Богу и увлек в это отпадение часть ангелов, сделавшихся бесами. До конца мира Бог терпит наличие зла в мире для того, чтобы человек свободно отверг это зло и воссоединился с Богом как свободная личность. Дьявол пытается сбить людей с пути истинного, предназначенного им Богом, борьба за души людей для него является единственной формой выражения вражды против Бога.

Евангелие – буквально с греческого «благая весть, благовестие». Во-первых, евангелием называют главное содержание христианской веры: боговоплощение и Воскресение Христово, – весть о том, что «приблизилось» и «достигло нас» Царствие Небесное. Во-вторых, Евангелиями называют четыре первые книги Нового Завета, повествующие о жизни, проповеди, распятии и воскресении Иисуса Христа.

Евхаристия – буквально с греческого «благодарение». Главное христианское Таинство состоящее в причащении под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой. Таинство Евхаристии является центральной частью литургии, ежедневного главного богослужения христианской Церкви.

Епархия – территориально-административная единица христианской Церкви, Церковь определенного города или области, возглавляемая арихиереем. В древней Церкви епархии были небольшого размера, в каждом городе был свой епископ, в современной практике, особенно в России, епархии имеют иногда очень большие размеры. Епархии объединяются в Поместную Церковь.

Ересь – религиозные учения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Ереси возникали, как правило, в результате неудачных попыток выразить словами содержание веры. Слово «ересь» происходит от греческого глагола, означающего «брать, выбирать, предпочитать», и имеет смысл «выборка, предпочтение», то есть частичная истина, выдаваемая за целостную. Возникновение ересей стимулировало церковную мысль для выработки адекватных формулировок, выражающих содержание христианской веры. Возникновение новых ересей и догматическое творчество Церкви относится к периоду патристики и Вселенских Соборов. Все последующие (после IX века) ереси являются повторением прежних. Как возникновение еретических течений, так и формирование догматики составляет уникальную черту истории христианской веры, ересей и догматики в других религиях, строго говоря, нет.

Жертва – умилостивительное или благодарственное ритуальное приношение Богу от плодов земных или царства животных. Общая идея жертвоприношения обнаруживается во всех древних и современных религиях, а ее конкретные формы чрезвычайно разнообразны. Жертва выражает связь человека с Богом во многих различных аспектах: покорность Богу, благодарность Ему, очищение от греха, прошение благ, приобщение Богу. Христианство рассматривает ветхозаветные жертвоприношения как прообраз Жертвы Христовой, принесенной Им для спасения всех людей.

Закят – один из столпов ислама, религиозный налог, выплачиваемый каждым мусульманином один раз в год в размере сороковой части имущества (2,5 %). Как правило, закят выплачивается с окончанием рамазана, месяца поста (см. саум), и празднованием разговения (ураза-байрам).

Заповедь – форма прямого выражения воли Бога в монотеистических религиях.

Идолопоклонство – поклонение идолам. Идол есть материальный предмет, изображающий в языческих культах бога или духа. В сознании язычника материальный образ божества обычно отождествляется с самим нематериальным оригиналом. В расширительном духовном смысле идолом является любой предмет, заслоняющий для человека Бога. слепого преклонения.

Иерархия церковная – общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: архиерей, священник и диакон.

Икона – священный образ. Почитание икон в христианстве обусловлено верой в Боговоплощение: Бог стал человеком, Иисус Христос есть Богочеловек, а потому Его Личность возможно изобразить. Почитание иконы, то есть образа Христа, является почитанием Первообраза, то есть того, Кто изображен на ней. Иконы святых почитаются как образы тех людей, которые своей жизнью дают нам пример исполнения христианских заповедей и которые, отойдя в вечность, молятся за нас.

Имманентное и трансцендентное. Имманентность – пребывание в чем-либо, в противоположность трансцендентности, то есть запредельности по отношению к какой-либо сфере, к миру в целом. В теологии понятие имманентности применяется для обозначения живого и деятельного вездеприсутствия Бога в сотворенном Им мире. Трансцендентность – характеристика Абсолюта, превосходящего всякое существование; потустороннее бытие Бога.

Индульгенция – буквально с латыни «отпущение», – в практике западно-католической Церкви сокращение срока покаяния за грехи вследствие того, что человеку вменялись добрые дела («сверхдолжные заслуги») святых. Со временем это очищение от грехов добрыми делами святых стало предметом торговли и доходной статьей римо-католичества, индульгенции стали продаваться не только на прошлые, но и на будущие грехи. Все это вызвало протесты благочестивых людей и стало одним из важных поводов к Реформации.

Инок – монах. Название происходит от слова «иной»: монах принимает иное имя, ведет иную, чем все, жизнь.

Искупление – буквально: выкуп за пленника или раба, освобождение от рабства. В западном католическом богословии этот термин является основным для обозначения спасающего подвига Иисуса Христа. Чтобы искупить первородный грех человечества, Христос воплощается в человека и приносит Себя в жертву Богу-Отцу. Православие предпочитает говорить о спасении через Христа.

Искушение – термин религиозной морали и аскетики, обозначающий соблазн нарушить ту или иную заповедь, собственный обет, побуждение отступить от усвоенных принципов добра на позиции зла. Богословы учат, что искушения попускаются Богом для того, чтобы человек на опыте познал глубины своей греховной поврежденности, свое нравственное несовершенство и необходимость благодатной помощи Божьей.

Исповедник – 1) лицо, исповедующее в грехах; 2) название одного из чинов святости в православии: исповедником именуется человек, который несмотря на принуждение, пытки и угрозу смерти не отрекся от Христа, однако, по независящим от него обстоятельствам не был умерщвлен за веру (тогда он именовался бы мучеником).

Исповедь – см. покаяние.

Иудаизм – религия еврейского народа, опирающаяся на то Священное Писание, которое в христианской традиции называется Ветхим Заветом.

Кааба – священный объект ислама, сооружение почти кубической формы (10х12,5 м. в плане и около 9 м. высотой), расположенное в г. Мекка. Кааба служила святилищем еще до ислама, жертвоприношения в ней не совершались, но стены ее служили хранилищем для священных камней. В восточный угол вделан «черный камень», по преданию упавший с неба. Кааба – одно из главных мест ритуального паломничества мусульман, хаджа.

Канонизация – акт церковного прославления того или иного… Продолжение »

© a-l-anisin

Сделать бесплатный сайт с uCoz